Сделайте хронологическую таблицу из этого текста Н. В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобрази тельного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, на пример, мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человеческого общества - от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древ него Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков, Воз рождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени. В собственных сочинениях Гоголь часто обращался к люби

мой им истории. В сборниках «Вечера на хуторе близ Дикань

ки», «Миргород», в <<Петербургских повестях», поэме «Мёртвые

души» у Гоголя встречается множество исторических событий.

Он касается в этих произведениях и царствования Екатерины II,

и событий Отечественной войны 1812 года, вспоминает народные

песни, предания, исторические анекдоты. Историческая тема (повесть «Тарас Бульба») становится глав ной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя За порожская Сечь - это особый мир, особая вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье - между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.

В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои легенд богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать. И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, что современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле,

В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо прическа, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевно порочной. Души людей подтачивает и изгрызает червь корысти, преклонение перед чином и званием, в людях укореняются низменные инстинкты. Всё общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть. Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора, иронии, насмешки, - иногда и сатиры, оно, человеческое сердце, ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы.

И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за к Богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдет, в Россию возвратится прежняя мощь, прежнее богатырство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретёт душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.

Пока же, считал Гоголь, надо показать русским людям, в ка кой мерзости они живут, как обнищали их души. С этой целью пи сатель вывел в комедии «Ревизор»> вымышленный город, одновременно и похожий и непохожий на провинциальные города России, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Их души омертвели, сами они неожиданно для самих себя превратились в глупцов, хотя по природе вовсе и не глупы. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится. Провинциальные чиновники страшатся его и неожиданно воображают важным и та инственным ревизором, прибывшим из столицы. Страх становится у Гоголя следствием нравственной пустоты, морального уродства и приводит городничего и городских чиновников к полному ду ховному краху. Вместо живых лиц внезапно обнаружились какие то свиные рыла, непохожие на лица людей. Лица людей искажены до неузнаваемости и напоминают самых грязных животных. Но это не грязь внешняя, легко смываемая, а грязь душевная. Для того чтобы еë смыть и очистить свою душу, надо много и упорно трудиться, нравственно воспитывая себя. К этому и призывал Го голь, в этом видел исторический путь России к .

lenamarydina lenamarydina    1   09.12.2021 17:52    2

Другие вопросы по теме Литература