Сделать тезисный план. вас!
в древней не было стихов, но была поэзия. только образность этой поэзии иная, чем в новое время, нам надо к ней привыкнуть, понять её. образы рождались как бы сами собой. мы бы сказали: «приеду весной», а человек xi — xvii веков писал: «приеду, как только на деревьях лист расцветёт». древние авторы не писали, что кто-то много сделал для родины, они писали: «много пота утёр за отчизну свою»; мы бы сказали: «враги бежали», а древний книжник писал: «показали плечи свои». они любили гиперболы: имя александра невского 3, по словам его биографа, было прославлено «по всем странам до моря египетского и до гор араратских». авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.
поэтичность в значительной степени связана с её близостью к устному народному творчеству. в наше время и фольклор строго разграничены. писатели xviii—xx веков обращаются к фольклору, но никогда не становятся сказителями. в древней было иначе. писатели, подобно сказителям, создавали эпические 4 произведения. эпичны не только начальные сказания «повести временных лет», основанные на устных преданиях об олеге, игоре, ольге, владимире, о юноше-кожемяке и белгородских колодцах. эпичны и более поздние произведения xv, xvi и даже xvii веков. во многие повествования, которые являются образцами высокой риторики 5, органично входят эпические части. таков рассказ об евпатии коловрате в «повести о разорении рязани батыем», о шести мужах храбрых в «житии александра невского». в ткань многих произведений вплетаются народные песни, например в «повесть о князе скопине-шуйском». как лирическая песня построена в своей основе «повесть о горе-злочастии». а какие прекрасные народные плачи можно найти в летописях и повестях! помимо плачей, в звучат и прославления — «славы». обрядовая поэзия была живым источником, к которому всё время обращались писатели.
нам представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. произведения нашей древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к родине. писатели, отделённые от нас многими веками, гордились величием руси, её обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной укра- шенностью» её полей и лесов, «дерзостью» (смелостью) людей, их высокими нравственными качествами. истинный патриотизм авторов проявлялся и в том, что они смело писали о недостатках и преступлениях князей.
произведения древней руси пленяют целомудренной чистотой. не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. она призывает к возвышенному, хорошему. в ней мы находим благородные идеалы. почти каждый писатель древней руси мог бы, подобно а. с. пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. он мог бы заявить вместе с и. а. некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». поэтому произведения авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в нашей стране потребности добра и доброты.
для древней , как и для в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. возьмём, например, наиболее трагичную «повесть о разорении рязани батыем». что может быть ужаснее! войско разбито, все князья до единого полегли на поле брани, город взят, разграблен, сожжён, почти все жители перебиты. остались только «дым, земля и пепел». но в повести нет отчаяния, нет уныния. самый плач о князьях — прославление их доблести, гордость за то, что такие князья были. и завершается повесть так: приезжает случайно оставшийся в живых один из рязанских князей, воздаёт должное убитым, хоронит их с честью, собирает оставшихся в живых жителей, восстанавливает город, и всё заканчивается всеобщим умиротворением. эта стойкость духа поразительна.