Летом 1909 года Александр Блок побывал в Италии, и тогда же появился цикл, названный им «Итальянские стихи»: виды природы, образы истории, мифологии и архитектуры этой страны, её искусство. Сами названия городов (Равенна, Венеция, Флоренция, Фьезоле, Сиена), имена великих итальянцев (Данте, Леонардо), имена святых, зодчих и царей (Беато, Франциск, Медичи) в стихах Блока становятся поэтическими символами. Возможно, из-за привлекательности самой темы, как бы положенной на “музыку” Блока, стихи эти сразу приобрели известность. “«Итальянские стихи» меня как бы вторично прославили”, — писал Блок осенью 1909 года. Итальянские мотивы, представленные именами собственными, а также пейзажными и архитектурными зарисовками, получают в этих стихах своеобразное певучее воплощение, они одухотворены восхищением, которое испытал поэт, побывав в Италии, колыбели культуры. “Всё, что минутно, всё, что бренно, // Похоронила ты в веках. // Ты, как младенец, спишь, Равенна, // У сонной вечности в руках”. Этот образ как будто примиряет со смертью. Смерть и красота рука об руку проходят сквозь весь цикл стихов. Если в облике городов — Венеция, Флоренция, Равенна — могут отразиться и сохраняются чудесные возможности человеческого гения, значит, усилия задержаться, остаться в этом мире не напрасны. “Тень Данта с профилем орлиным о Новой Жизни мне поёт”. О союзе красоты и вечности поёт у Блока его Италия.