Концепция: беспорядок и опустошение, оставленные по окончанию пира противопоставлены чистому и непорочному звездному миру, взирающему с высоты на плачевный результат событий жизни человека, на суету, и беспокойство. Время и пространство двух строф этого стиха различаются, хотя, казалось бы, выйдя с пира в полночь (время!), когда сияли звезды, люди глядят на них. Но описание пира ассоциируется с древним миром: амфоры, корзины, кубки, венки на головах указывают на то, что дело происходит пару тысячелетий назад... А выходят пировавшие будто бы в другую реальность: шум и движение бессонных толп на освещенных ночных улицах - это уже, скорее, наше время. Вот для звезд времени нет, их время - вечность. Пространство в первой строфе ограничено светлым залом с атрибутами законченного пира. Затем оно раздвигается до улицы и, более того, до звезд в вышину и всего, что охватывает их свет в земной протяженности. Образ: а) зала, где был пир . Он рисуется конкретными деталями: недопитыми винами, опрокинутыми корзинами, клубящимися еще ароматами. Автором передается усталость и окончание веселья - хор смолк, гости встали и уходят. Да уж и ушли только что! б) беспокойного города - тускло-рдяное освещение и бессонные толпы не вызывают желания рассматривать какие-то подробности. Да их и нет. в) образ горящих вечных звезд - высоких, далеких, отстраненных и вечных. Средства выразительности различны при описании каждого из образов. Для зала скупые короткие предложения с характерной инверсией - глагол, в основном, стоит на первом месте и в времени. А конце строфы, при переходе к описанию ночи порядок слов в предложении восстанавливается, появляются эпитеты к залу (опустевший, светлый). Для города же глаголов нет, он описывается исключительно эпитетами. Единственный глагол относится к звездам - "горели". Создается эффект ненужности всей суеты, звезды видят мир, не придавая значения возне смертных. Эпитетами (беспокойный, шумный, бессонный, тускло-рдяный ) дольний чад противопоставляется горнему выспреннему пределу, для которого они более высокого слога (чистые, непорочными). Для звезд использован прием олицетворения - они отвечают лучами. Для города - метонимия (беспокойный не град, а люди в нем). И весь пир, как мне кажется, это скрытая метафора земной человеческой жизни. .
Время и пространство двух строф этого стиха различаются, хотя, казалось бы, выйдя с пира в полночь (время!), когда сияли звезды, люди глядят на них. Но описание пира ассоциируется с древним миром:
амфоры, корзины, кубки, венки на головах указывают на то, что дело происходит пару тысячелетий назад... А выходят пировавшие будто бы в другую реальность: шум и движение бессонных толп на освещенных ночных улицах - это уже, скорее, наше время. Вот для звезд времени нет, их время - вечность.
Пространство в первой строфе ограничено светлым залом с атрибутами законченного пира. Затем оно раздвигается до улицы и, более того, до звезд в вышину и всего, что охватывает их свет в земной протяженности.
Образ: а) зала, где был пир . Он рисуется конкретными деталями: недопитыми винами, опрокинутыми корзинами, клубящимися еще ароматами. Автором передается усталость и окончание веселья - хор смолк, гости встали и уходят. Да уж и ушли только что!
б) беспокойного города - тускло-рдяное освещение и бессонные толпы не вызывают желания рассматривать какие-то подробности. Да их и нет.
в) образ горящих вечных звезд - высоких, далеких, отстраненных и вечных.
Средства выразительности различны при описании каждого из образов.
Для зала скупые короткие предложения с характерной инверсией - глагол, в основном, стоит на первом месте и в времени. А конце строфы, при переходе к описанию ночи порядок слов в предложении восстанавливается, появляются эпитеты к залу (опустевший, светлый).
Для города же глаголов нет, он описывается исключительно эпитетами. Единственный глагол относится к звездам - "горели". Создается эффект ненужности всей суеты, звезды видят мир, не придавая значения возне смертных.
Эпитетами (беспокойный, шумный, бессонный, тускло-рдяный ) дольний чад противопоставляется горнему выспреннему пределу, для которого они более высокого слога (чистые, непорочными). Для звезд использован прием олицетворения - они отвечают лучами. Для города - метонимия (беспокойный не град, а люди в нем). И весь пир, как мне кажется, это скрытая метафора земной человеческой жизни.
.