Ревизор заключительная немая сцена по-прежнему остается загадкой для , режиссёров и зрителей. каждый пытается по-своему интерпретировать её. как сам гоголь комментировал идею, заложенную в этой сцене? подумайте, какой из истолкований немой сцены кажется вам наиболее убедительным : а) в ней воплощена мысль о карающей роли высшей государственной власти, следующей букве и духу закона б) в ней заключена идеи возмездия, божьей кары: перед оцепеневшими в ужасе «мёртвыми душами»разверзается пропасть их грехов. в) в ней страх, который определяет развитие сюжета, достигает своего апогея и лишает чиновников возможности вновь предпринять попытки обезопасить себя г) этой сцене становится окончательно ясно, что перед нами не люди, а манекены, фантомы, окончательно дезориентированные, лишившиеся « подпитки» и тем самым обнаружившие свою истинную сущность.
Сам Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона» , при наступлении которого все «побледнело и потряслось» . То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии. В. Г. Белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. Так, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости» . Особая точка зрения у М. Храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку – в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.. »
Но самую интересную точку зрения высказал Ю. Мани, литературовед, много труда посвятивший гоголевскому творчеству. Он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. В результате данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. Действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. Но теперь чувство тревоги возрастает многократно – чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. Ведь бросив все силы на угождение Хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.