В эпилоге Достоевским написаны такие слова: Раскольников НЕ РАСКАЯЛСЯ в своем преступлении. «Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего» . Он обвинял себя в том, что сознался… .
Но впоследствии болезнь сделала его несколько другим человеком. В бреду Раскольникову чудилось, что мир погибнет из-за болезни, но останутся «весьма немногие избранные» , что будто существуют духи, которые, вселяясь в людей, заставляют их чувствовать себя умными и непоколебимыми в истине. Зараженные люди убивают друг друга. Остается лишь несколько человек, которые должны начать новый род людей и новую жизнь, но их никто не видит и не слышит. Выздоровевший Раскольников плачет. Он понимает, что любит Соню. Еще семь лет каторги впереди, но он чувствует, что воскрес. Он держит под подушкой Евангелие, так как осознает, что «вместо диалектики наступила жизнь» . Воскрешение Раскольникова происходит именем Христа благодаря тому человеческому, что в нем сохранилось: содержал больного студента в течение года из огня двоих детей Мармеладовым. Раскольникова воскрешает к новой жизни Соня. Достоевский в образе Сони воплотил свою идею о «грязи физической» и «грязи нравственной» . Соня чиста нравственно, хотя вынуждена жить в «грязи физической» . Душу ее страдания укрепляют. Достоевский противопоставляет теории Раскольникова христианскую идею искупления своих и чужих грехов страданием: образы Сони, Дуни, красильщика Николая, готового взять на себя чужую вину. Через любовь к Соне Раскольников открывает мир христианских духовных ценностей и воскресает к новой жизни. Идейное содержание романа — развенчание теории Раскольникова. То, что теория Родиона Раскольникова несостоятельна, становится очевидно уже в момент совершения преступления.
Но впоследствии болезнь сделала его несколько другим человеком.
В бреду Раскольникову чудилось, что мир погибнет из-за болезни, но останутся «весьма немногие избранные» , что будто существуют духи, которые, вселяясь в людей, заставляют их чувствовать себя умными и непоколебимыми в истине. Зараженные люди убивают друг друга. Остается лишь несколько человек, которые должны начать новый род людей и новую жизнь, но их никто не видит и не слышит. Выздоровевший Раскольников плачет. Он понимает, что любит Соню. Еще семь лет каторги впереди, но он чувствует, что воскрес. Он держит под подушкой Евангелие, так как осознает, что «вместо диалектики наступила жизнь» . Воскрешение Раскольникова происходит именем Христа благодаря тому человеческому, что в нем сохранилось: содержал больного студента в течение года из огня двоих детей Мармеладовым. Раскольникова воскрешает к новой жизни Соня. Достоевский в образе Сони воплотил свою идею о «грязи физической» и «грязи нравственной» . Соня чиста нравственно, хотя вынуждена жить в «грязи физической» . Душу ее страдания укрепляют. Достоевский противопоставляет теории Раскольникова христианскую идею искупления своих и чужих грехов страданием: образы Сони, Дуни, красильщика Николая, готового взять на себя чужую вину. Через любовь к Соне Раскольников открывает мир христианских духовных ценностей и воскресает к новой жизни. Идейное содержание романа — развенчание теории Раскольникова. То, что теория Родиона Раскольникова несостоятельна, становится очевидно уже в момент совершения преступления.