Н.М Карамзина "Бедная Лиза" - из-за предательства Эраста, Лиза утопила себя в пруду. Эраст совершил большую ошибку и ощущал себя виновным.
Ф.Достоевский "Преступление и наказание " Роскольников убивает процентщицу Алену и невинную Лизу. Он очень каился , был виновен и чувствовал это. перечислить ещё?
Чувство вины — это очень хорошо. Оно мучает вас, но прокладывает путь в литературе» Интервью с Орханом Памуком Изображение: Fronteiras do Pensamento/flickr 25 февраля в Ясной Поляне выступал Орхан Памук — осенью 2016 года писатель получил премию «Ясная Поляна» за книгу «Мои странные мысли», а сейчас приехал в усадьбу Толстого, чтобы дать публичное интервью. Разговор вел журналист Александр Гаврилов. «Горький» публикует текст этой беседы. Все те годы, что я читал ваши романы, я копил продуманные эстетские вопросы. И тут вдруг по-русски выходит книга «Другие цвета» — эссе, фрагменты интервью, рассуждения о ремесле. И в ней Орхан Памук отвечает очень развернуто почти на все эти вопросы. Книжка вполне волшебная, это такой мета-Памук: исследование писателя творческим методом самого писателя. Но глупо задавать снова вопросы, на которые уже даны ответы. Поэтому теперь я буду начинать с самого простого. Нам в России кажется, что можно определить человека, предложив ему выбор из напитка, домашнего питомца и писателя. Давайте начнем: чай или кофе? Вообще-то и чай, и кофе. Кошка или собака? Кошки, собак я люблю на расстоянии. Толстой или Достоевский? Тоже оба. И Толстой, и Достоевский научили меня многому. Когда я писал свой первый роман, я читал очень хорошую книгу британского критика Штайнера «Толстой или Достоевский». Там были показаны огромные отличия писателей, а также их сходства, рассказывалось о предшественниках, которые сформировали Толстого и Достоевского, и кого они сформировали в свою очередь. Читая эту книгу, я учился писать, основываясь на их различиях. В нескольких своих интервью вы говорите, что писатели постоянно чувствуют себя виноватыми и именно вина в каком-то смысле двигает литературу. Писатели склонны чувствовать себя виноватыми, потому что чувствуют ответственность за все. Еще Достоевский говорил об этом. Это другой уровень чувствительности. В начале писательской карьеры вы чувствуете вину еще и потому, что вы отдаете время занятию, которое не приносит дохода. Но вина писателя так же связана с чем-то более глубоким. Быть писателем — значит по собственному выбору стремиться понимать людей. И, развивая эту чувствительность, вы развиваете сострадание поставить себя на место каждого. Но увидев так глубоко чужое страдание, вы понимаете, что находитесь в привилегированном положении по отношению к другим людям. И тогда вы снова чувствуете вину.
Но чувство вины — это очень хорошо. Оно мучает вас, но при этом прокладывает дорогу в религии и литературе. Все происходит от чувства вины. Чувствовать боль и страдания другого человека, понимать их и разделять — очень человеческое качество. Писатели — чувствительные люди. Хорошие писатели, конечно. Например, писатель, чей дом и усадьбу я сегодня посетил, очень чувствительный человек, и именно эта чувствительность Толстого давала ему возможность, когда он писал романы, идентифицировать себя с людьми, отличными от него. Естественно, у большинства этих людей были более тяжелые условия жизни. И вполне естественно, что вы начинаете испытывать чувство вины, и искусство написания романа связано с этим чувством вины
Например произведение
Н.М Карамзина "Бедная Лиза" - из-за предательства Эраста, Лиза утопила себя в пруду. Эраст совершил большую ошибку и ощущал себя виновным.
Ф.Достоевский "Преступление и наказание " Роскольников убивает процентщицу Алену и невинную Лизу. Он очень каился , был виновен и чувствовал это. перечислить ещё?
Объяснение:
Интервью с Орханом Памуком
Изображение: Fronteiras do Pensamento/flickr
25 февраля в Ясной Поляне выступал Орхан Памук — осенью 2016 года писатель получил премию «Ясная Поляна» за книгу «Мои странные мысли», а сейчас приехал в усадьбу Толстого, чтобы дать публичное интервью. Разговор вел журналист Александр Гаврилов. «Горький» публикует текст этой беседы.
Все те годы, что я читал ваши романы, я копил продуманные эстетские вопросы. И тут вдруг по-русски выходит книга «Другие цвета» — эссе, фрагменты интервью, рассуждения о ремесле. И в ней Орхан Памук отвечает очень развернуто почти на все эти вопросы. Книжка вполне волшебная, это такой мета-Памук: исследование писателя творческим методом самого писателя. Но глупо задавать снова вопросы, на которые уже даны ответы. Поэтому теперь я буду начинать с самого простого. Нам в России кажется, что можно определить человека, предложив ему выбор из напитка, домашнего питомца и писателя. Давайте начнем: чай или кофе?
Вообще-то и чай, и кофе.
Кошка или собака?
Кошки, собак я люблю на расстоянии.
Толстой или Достоевский?
Тоже оба. И Толстой, и Достоевский научили меня многому. Когда я писал свой первый роман, я читал очень хорошую книгу британского критика Штайнера «Толстой или Достоевский». Там были показаны огромные отличия писателей, а также их сходства, рассказывалось о предшественниках, которые сформировали Толстого и Достоевского, и кого они сформировали в свою очередь. Читая эту книгу, я учился писать, основываясь на их различиях.
В нескольких своих интервью вы говорите, что писатели постоянно чувствуют себя виноватыми и именно вина в каком-то смысле двигает литературу.
Писатели склонны чувствовать себя виноватыми, потому что чувствуют ответственность за все. Еще Достоевский говорил об этом. Это другой уровень чувствительности. В начале писательской карьеры вы чувствуете вину еще и потому, что вы отдаете время занятию, которое не приносит дохода. Но вина писателя так же связана с чем-то более глубоким. Быть писателем — значит по собственному выбору стремиться понимать людей. И, развивая эту чувствительность, вы развиваете сострадание поставить себя на место каждого. Но увидев так глубоко чужое страдание, вы понимаете, что находитесь в привилегированном положении по отношению к другим людям. И тогда вы снова чувствуете вину.
Но чувство вины — это очень хорошо. Оно мучает вас, но при этом прокладывает дорогу в религии и литературе. Все происходит от чувства вины. Чувствовать боль и страдания другого человека, понимать их и разделять — очень человеческое качество. Писатели — чувствительные люди. Хорошие писатели, конечно. Например, писатель, чей дом и усадьбу я сегодня посетил, очень чувствительный человек, и именно эта чувствительность Толстого давала ему возможность, когда он писал романы, идентифицировать себя с людьми, отличными от него. Естественно, у большинства этих людей были более тяжелые условия жизни. И вполне естественно, что вы начинаете испытывать чувство вины, и искусство написания романа связано с этим чувством вины