Проверочная работа по литературному чтению
Прочитай текст Рыбы-следопыты
А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи?
Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв.
И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!
И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять.
Выполни задания
1.К какому стилю текста относится данное произведение?
1)художественному 2)научному 3)деловому
2.Какое значение в данном тексте имеет слово пороги?
1)Брусок между дверью и полом 2) Граница чего-либо
3)Каменистое возвышение речного дна
3.Куда отправляется лосось для метания икры?
1) в океан 3) в реки 2) в море 4) в ручьи
4. Какие препятствия встречаются на пути лосося?
1) загрязнение воды 2) течение реки 3) плотины
5. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося?
1) измерение 2) опыт 3) наблюдение
6. Какой из органов чувств лососю найти дорогу в родной ручей?
1) осязание 3) слух 2) обоняние 4) зрение
7. Какая рыба не водится в загрязнённой воде?
1) форель 3) щука 2) сом 4) окунь
8. В какой книжный сборник можно поместить это произведение?
1) сказки 2) рассказы 3) всё обо всём
9.Составь план к тексту и запиши его.
10.Что рыбам преодолевать препятствия на пути к нересту?
ответ:
11.Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами?
ответ:
12.Напиши о том, что получилось в результате действий учёных.
ответ:
13.А что сом определяет по запаху?
ответ:
14. Почему текст назвали «Рыбы-следопыты»?
ответ:
1. Какому стилю текста относится данное произведение?
Ответ: Художественному.
Обоснование: В тексте описывается жизнь лосося, его путешествие в реки и способность различать запахи. Такие описания встречаются в художественных произведениях, где автор стремится передать читателю чувства и эмоции персонажей.
2. Какое значение в данном тексте имеет слово "пороги"?
Ответ: Каменистое возвышение речного дна.
Обоснование: В тексте говорится, что лососи пробиваются через пороги и водопады. Пороги в данном контексте означают каменистые преграды на реке, через которые лососи должны пройти.
3. Куда отправляется лосось для метания икры?
Ответ: В реки.
Обоснование: Взрослые лососи плывут из океана в реки, чтобы создать условия для метания икры.
4. Какие препятствия встречаются на пути лосося?
Ответ: 1) Загрязнение воды, 2) Течение реки, 3) Плотины.
Обоснование: В тексте говорится о пробивании рыбами через пороги и водопады, что может представлять серьезные препятствия для лосося. Также упоминается загрязнение воды, которое может быть еще одной преградой на пути.
5. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося?
Ответ: Опыт.
Обоснование: Учёные выловили лососей, выпустили их вниз по реке, а затем наблюдали и анализировали их поведение, чтобы узнать, смогут ли они вернуться в свои родные ручьи.
6. Какой из органов чувств помогает лососям найти дорогу в родной ручей?
Ответ: Обоняние.
Обоснование: Из текста следует, что лососи находят дорогу в родные ручьи по запаху. Обоняние является органом чувств, отвечающим за ощущение запахов.
7. Какая рыба не водится в загрязненной воде?
Ответ: Форель.
Обоснование: В тексте указано, что форель по запаху определяет места, где вода загрязнена, и предпочитает уходить в чистую воду.
8. В какой книжный сборник можно поместить это произведение?
Ответ: Рассказы.
Обоснование: Текст представляет собой короткое повествование о рыбах-следопытах, что подходит под определение рассказа - жанра художественной литературы.
9. Составь план к тексту и запиши его.
Ответ: План по тексту "Рыбы-следопыты":
1) Введение: рассказ о путешествии лосося в реки для метания икры.
2) Удивительные способности лосося: сила и упорство для преодоления препятствий.
3) Опыт ученых: пометить лососей и наблюдать их поведение.
4) Результаты опыта: лососи находят дорогу по запаху.
5) Обоняние у рыб: умение различать запахи и использовать их для своей выживаемости.
6) Форель: способность определять загрязнение воды по запаху.
7) Выводы: рыбы могут различать запахи и использовать их в своей жизнедеятельности.
10. Что помогает рыбам преодолевать препятствия на пути к нересту?
Ответ: Сила и упорство.
Обоснование: В тексте указано, что лососи способны преодолевать течение реки, пороги и водопады, что говорит о их силе и упорстве.
11. Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами?
Ответ: Учёные выловили несколько сотен лососей в верховьях реки, немного не доплывших до своих родных ручьёв. Затем они пометили их, части рыб заткнули ноздри ватой, а затем выпустили их вниз по реке.
12. Напиши о том, что получилось в результате действий учёных.
Ответ: Рыбы, у которых были заткнуты ноздри ватой, не смогли найти дорогу обратно и остались на том месте, где их выпустили. В то же время остальные рыбы снова поплыли вверх по реке, найдя свои родные ручьи. Это свидетельствует о том, что лососи находят дорогу по запаху.
13. А что сом определяет по запаху?
Ответ: Сом может определять других рыб по запаху.
Обоснование: В тексте говорится, что сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга, прогоняя чужаков и не трогая своего соседа.
14. Почему текст назвали "Рыбы-следопыты"?
Ответ: Текст назвали "Рыбы-следопыты", потому что он рассказывает о рыбах, которые способны находить дорогу к своим родным ручьям по запаху, то есть они следопыты.