Создания написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом петром чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного , мудрого наставника и лицейского друга. свободолюбивые идеи петра яковлевича были близки и пушкину. чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “философское письмо”, в котором излагались взгляды петра яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году пушкин состоял в либеральном сообществе “зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
тема главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. но это только формально – на самом деле пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении россии ради лучшего будущего. это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. до опубликования (версия в журнале “северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. в нем рассмотрены все проблемы, волнующие как чаадаева, так и самого пушкина.
несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления россии и призывает к тому же других. он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.
композиция композиционно это произведение подразделяется на три части.
в первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “россия вспрянет ото сна“.
мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.
эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.
лирический герой воплощает собой идеи самого пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом петром чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного , мудрого наставника и лицейского друга. свободолюбивые идеи петра яковлевича были близки и пушкину. чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “философское письмо”, в котором излагались взгляды петра яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году пушкин состоял в либеральном сообществе “зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
тема
главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. но это только формально – на самом деле пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении россии ради лучшего будущего. это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. до опубликования (версия в журнале “северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. в нем рассмотрены все проблемы, волнующие как чаадаева, так и самого пушкина.
несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления россии и призывает к тому же других. он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.
композиция
композиционно это произведение подразделяется на три части.
в первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “россия вспрянет ото сна“.
мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.
эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.
лирический герой воплощает собой идеи самого пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
подробнее: