Прочтите статью «Голос воспаленной совести в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки» стр. 198-200
2. Что такое коллективизация? Каковы причины и последствия этого исторического процесса? Ознакомьтесь с краткой информацией:
3. Прочтите рассказ учителя, отвечая на во письменно) и выполняя задания, выделенные жирным шрифтом:
Такой мы увидели историю глазами ученых. А как описывали коллективизацию некоторые писатели?
- Прочтите отрывок на стр. 200-201. С начала и до слов « Такие и после смерти не походили на людей – по-обезьяньи сжимали деревья.»
Страшная, но правдивая картина. Не правда ли?! Именно такой увидел ее маленький мальчик Володя Тенков, герой рассказа « Хлеб для собаки», автором которого является В.Ф.Тендряков.
- В творчестве Владимира Федоровича есть немало произведений, связанных с историей страны. Почему?
Создавая свои произведения, Тендряков обращает наше внимание не только и не столько на исторические факты, сколько на нравственные понятия, основополагающим из которых является СОВЕСТЬ.
- Именно совесть заставляет главного героя рассказа «Хлеб для собаки» ужасаться происходящему. Кто же он, главный герой рассказа?
Перед читателем возникает образ «впечатлительного, уязвимого мальчика», сознание и чувства которого сильнее сознания и чувств взрослого человека. Володю потрясает скверик с его обитателями: «Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.»
- А что потрясло вас при чтении рассказа В.Тендрякова?
Потрясает разговор Дыбакова, первого секретаря партии, и одного из доходяг, как пишет Тендряков, «это был оборванец – костяк в изношенной, слишком коже».
- Прочтите сцену «Разговор Дыбакова и доходяги» стр. 204-205 от слов «Дыбников – первый секретарь партии…» и до конца стр 205.
Итак, враг… Этот человек, некогда имевший пару лошадей, не желавший отдать их в колхоз, теперь превратился в врага. Как поделили людей на своих и врагов!.. Такова история.
- Какие еще сцены, детали нам, читателям, представить те далекие 30-ые годы?
Тяжелые испытания всегда меняют человека, и Володя Тенков, маленький мальчик, втянутый в трагический водоворот событий, размышляя о происходящем, становится взрослее. Все это находится в центре внимания автора.
- Так почему же рассказ называется «Хлеб для собаки»?
Возникает во почему же В.Тендряков на страницах своих произведений решил рассказать о том страшном, трагическом для страны времени? Может, потому что сам был свидетелем происходящих в стране перемен? Может, потому что это было близко ему: многие жители нашего района, его земляки, были раскулачены, высланы, расстреляны.
За этими цифрами стоят сотни искалеченных человеческих судеб. Может, кто-то скажет, что необходима была столь жесткая рука, которая направляла, вершила историю / то, что называется исторической необходимостью/. Благодаря этой жесткой руке СССР выстоял. Но вслед за этим возникают во Какой ценой вершилось счастье миллионов людей? Неужели не было таких, кто бы, пусть и молча, но противостоял той системе? Были! Есть такой герой и в рассказе Тендрякова.
Тендряков своими произведениями заставляет нас думать понять, что на ненависти мир не построишь, что нас может только доброта и милосердие.
- Чем стала для вас сегодняшняя встреча с историей 30-х годов и рассказом В.Тендрякова?