Прочитайте текст. ответьте на вопросы по его содержанию: [7] 1. Какой заголовок будет отражать основную мысль текста?
2. Какую проблему поднимает автор в тексте?
3. Какова цель текста?
4. С какими специфическими проблемами сталкиваются сухопутные страны мира?
5. Какие пути решения этих проблем можно определить по содержанию текста?
6. Какие международные организации принимают участие в решении этих проблем и как?
7. Укажите, в какой части текста отражена его основная мысль. Почему?
Адам Смит в своей работе "Богатство народов" отмечал, что, помимо наличия свободной рыночной экономики, важное значение для показателей экономической деятельности страны имеют географическое положение и выход к морю и, соответственно, к торговым путям. С течением времени железнодорожный, наземный и воздушный транспорт, а также телекоммуникационные и информационные технологии сократили преимущества приморских держав по сравнению с сухопутными странами. Однако морские перевозки попрежнему играют центральную роль в мировой торговле, и географическое положение также имеет большое значение.
Страны, у которых нет прямого доступа к морскому побережью и которые, соответственно, не могут участвовать в морской торговле, испытывают весьма специфические проблемы. В отличие от своих соседних прибрежных стран они с самого начала сталкиваются в своей торговой "карьере" с многочисленными трудностями. Такое положение почти всегда еще больше ухудшается, если отсутствие выхода к морю усугубляется другими факторами, такими, как удаленность от основных рынков, тропический климат, большое расстояние от побережья, слаборазвитая инфраструктура или отсутствие надлежащих политических, правовых или институциональных условий.
Сейчас проблемой является уже не столько доступ к мировым рынкам, сколько фактическая доставка туда товаров без серьезных задержек и роста издержек из-за правовых, административных, таможенных или технических барьеров.
У многих проблем, с которыми сталкиваются страны, не имеющие выхода к морю, есть практические решения, в том числе комплексные подходы к созданию транзитных коридоров, общая деятельность по развитию региональной интеграции, реформы нормативно-правовой базы, коренные институциональные и административные преобразования, специальные механизмы международной защиты, а также углубленный анализ структуры внешней торговли каждой сухопутной страны и ее адекватности с точки зрения транспортных трудностей.
Многие международные учреждения в рамках системы Организации Объединенных Наций и за ее пределами занимаются сегодня проблемами сухопутных стран. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций проводит регулярный обзор хода работы, а у ведущего учреждения - Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) - имеется специализированное подразделение, которое занимается такими странами. Региональные комиссии (например, ЭКА, ЭКЗА, ЭСКАТО, ЕЭК ООН) также уделяют все больше внимания транзиту, развитию, таможенной реформе и упрощению процедур торговли в этих странах. Многосторонние учреждения-доноры, в том числе Всемирный банк и ЕБРР, финансируют проекты, призванные улучшить их положение.
Остается лишь лучше согласовывать политику, практику и рекомендации всех участвующих международных учреждений и учреждений-доноров, работающих на двусторонней основе. Кроме того, проекты по оказанию в странах, не имеющих выхода к морю, и в странах транзита следует лучше координировать, выделять больше средств для их развития, а во многих случаях расширять сферу охвата проектов (в определении и осуществлении которых могут оказать международные организации), делать их более целенаправленными и основанными на региональном или субрегиональном, а не страновом подходе.
Необходимо уделять больше внимания некоторым более конкретным проблемам стран, не имеющих выхода к морю, например их уязвимости, отсутствию безопасности и зависимости от стран транзита. Как это лучше делать - с конвенции, посвященной этим вопросам, или же с других более подходящих средств - попрежнему следует решать в каждом отдельном случае.
Б) Определите, какой вид плана (простой/сложный) можно составить к данному тексту. Составьте план.