Прочитайте стихотворение " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914)
- Можно ли его лирическую героиню и лирического персонажа назвать романтическими героями?
- Присутствует ли в стихотворении типичная романтическая антитеза?
- Поясните наиболее выразительные, на ваш взгляд, тропы.
- Какие оттенки интонации и смысла передает авторская пунктуация?
2. Какие зрительные и звуковые образы возникают перед вами за "секунду" чтения стихотворения " Идешь, на меня похожий:" (1913)
- Что можно сказать о его лирической героине?
Прочитайте про-я Цветаевой разных лет: "Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Красною кистью рябина зажглась:"(1916), "Кто создан из камня, кто создан из глины:"(1920), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.)
- Какие общие мотивы объединяют стихотворения развитие этих мотивов. Почему к ним обращается поэт? Какие ощущения, мысли, ассоциации с ним связаны?
- Какие из прочитанных вами стихотворений вы могли бы назвать лирическими автопортретами?
3. Подумайте и ответьте.
Цикл М. Цветаевой " Стихи к Блоку" составляют стихотворения, созданные в разное время - в 1916 и в 1921 годах. Подумайте, в каком году написано посвященное Блоку стихотворение, которое начинается так:
Имя твоё - птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно - единственное движение губ.
Имя твоё - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту:
4. Вот начало небольшого стихотворного цикла Цветаевой "Поэт":
Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь.
В каждой из этих строчек по четыре слова - почти одинаковых. И предложения построены почти одинаково. Но пусть вас не обманет это "почти"?
- Найдите подлежащее и сказуемое в каждой строчке; определите порядок слов; объясните значение глагола "заводит" в 1 стихотворении и во 2. Теперь вы видите, что вместо "почти одинаково" нужно сказать "совсем неодинаково"
- Согласны ли вы, что внимание к построению предложений, значению слов, к форме по-настоящему оценить поэтическое мастерство Цветаевой, меру ее таланта и чувства языка?