Прочитайте и проанализируйте рассказы А.П.Чехова
«Студент»
1. Выделите основные части рассказа А.П.Чехова
"Студент", озаглавьте их.
2. Сравните две синтаксические конструкции : В начале
рассказа («Уму казалось, что...думал о том, что...») и в
конце («И ему казалось, что... то думал о том, что...»). Чем
Они отличаются? Что в СВЯЗИ С ЭТИМ МОЖНо сказать о
Композиции рассказа!
3. Прочитайте и прокомментируйте первую часть рассказа.
Обратите внимание на пейзаж, быт семьи Ивана
Великопольского, его мысли. Какова временная организация
материала в этой части? 4. Почему эта часть рассказа
завершается фразой «И ему не хотелось идти домой»?
Что происходит во второй части? О чем рассказывает Иван
вдовам? Как говорит об этом Иван? Знакома ли вдовам эта
история? Как реагируют вдовы на рассказ студента?
Почему?
5. Проследите, как образ огня проходит через все части
рассказа. Какова роль этого символа в каждой части
рассказа?
6. Какова пространственно временная организация
рассказа? В чем художественная значимость такого приема?
7. Рассказ построен на контрастах. Найдите их.
Прoкoммeнтируйте их роль в раскрытии основных идей
рассказа.
8. В рассказе два сюжета: внешний и внутренний.
Определите их. Как они соотносятся между собой?
9. Как заканчивается рассказ? Сопоставьте настроение
Ивана в первой и третьей частях рассказа. Что изменилось?
Почему?
10. Попробуйте сформулировать основную мысль рассказа.
а) Введение: знакомство с главным героем - студентом Иваном Великопольским, его мысли и чувства.
б) Развитие сюжета в первой части: описание пейзажа и быта семьи Ивана Великопольского, его внутренние размышления о самоутверждении и своем положении в жизни.
в) Переход во вторую часть: Иван начинает рассказывать историю вдовам о своей встрече с ними и о поступлении в университет.
г) Описание реакции вдов и их отношение к рассказу Ивана.
д) Раскрытие сюжета в третьей части: Иван продолжает рассказывать вдовам, но уже о своих собственных мыслях и ощущениях, внутреннем противоречии и мечтах о свободе.
е) Завершение рассказа: фраза "И ему не хотелось идти домой", которая подчеркивает недовольство Ивана своей ситуацией и предчувствие будущего.
2. В начале рассказа синтаксические конструкции "Уму казалось, что...думал о том, что..." используются для описания внутренних размышлений героя и особенностей его мышления. Эти фразы подчеркивают его неуверенность, поколебляемость и душевные коллизии.
В конце рассказа синтаксическая конструкция "И ему казалось, что...то думал о том, что..." также используется для описания внутренних размышлений героя, но уже с более яркими и уверенными эмоциональными оттенками. Здесь она подчеркивает трансформацию Ивана, его осмысление своей ситуации и принятие важных решений. Этот синтаксический прием связывает начало и конец рассказа, создавая единство и цельность в композиции.
3. В первой части рассказа обращается внимание на пейзаж, который описывается с помощью детальных и живописных приемов. Также описывается быт семьи Ивана Великопольского, что позволяет погрузиться в атмосферу их жизни. Временная организация материала в этой части осуществляется последовательным повествованием о действиях и мыслях главного героя.
4. Фраза "И ему не хотелось идти домой" в конце первой части рассказа указывает на недовольство Ивана своей ситуацией и желание избегать возврата в неприятное окружение. Она служит предвосхищением последующих событий во второй части, где Иван начинает рассказывать вдовам, переключая свое внимание на другие люди и другие истории.
5. Образ огня присутствует во всех частях рассказа и играет важную символическую роль. В начале рассказа огонь символизирует желание Ивана самоутвердиться и преодолеть свое положение, а также его внутреннюю страсть и энергию. В середине рассказа огонь используется для создания атмосферы в рассказе Ивана и вдов, передавая их эмоции и интерес к его истории. В конце рассказа огонь символизирует преображение и осознание Иваном своих настоящих ценностей и желаний.
6. Пространственно-временная организация рассказа осуществляется последовательным изложением событий и мыслей героя, давая читателю полное представление о его внутреннем мире и окружающей среде. Это позволяет создать более глубокое впечатление о событиях и эмоциях персонажей, а также передать основные идеи рассказа.
7. Рассказ "Студент" построен на контрастах, которые играют важную роль в раскрытии его основных идей. Например, контраст между внутренними мыслями Ивана и его внешним положением, контраст между его мечтами и реальностью, контраст между его взглядом на мир и взглядом вдов на мир. Эти контрасты помогают заострить внимание на главной мысли рассказа - о несоответствии между ожиданиями и реальностью.
8. В рассказе "Студент" есть два сюжета: внешний и внутренний. Внешний сюжет связан с описанием истории студента Ивана и его встречи с вдовами. Внутренний сюжет связан с внутренними размышлениями и состоянием героя, его противоречиями и мечтами. Они соотносятся между собой, так как внешние события и рассказ вдов становятся причиной и толчком для внутренних изменений и осознания героем себя.
9. Рассказ заканчивается фразой "И ему не хотелось идти домой". Сопоставляя настроение Ивана в начале и в конце рассказа, можно заметить, что оно изменилось. В начале он чувствует неудовлетворенность своим положением и недовольство, а в конце он проявляет более осознанное и решительное настроение, выражающее его внутренние преображение и новый взгляд на свою жизнь.
10. Основная мысль рассказа "Студент" заключается в осознании главным героем Иваном Великопольским своей внутренней свободы и необходимости следовать своим мечтам, несмотря на внешние обстоятельства и ожидания окружающих. Рассказ акцентирует важность самоопределения и выбора своего пути в жизни, демонстрируя, что истинная свобода происходит не от внешних факторов, а от внутреннего осознания и принятия себя.