Прочитайте фрагмент из рассказа В.Распутина «Уроки французского». Выпишите словосочетания с наречиями. Определите их разряд.
Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты,
быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой
выдавало моё aнгaрское происхождение до последнего колена, где никто сроду не выговаривал
иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на
манер наших деревенских скороговорок, половину звуков проглатывая, а вторую половину
выпаливая короткими лающими очередями. Лидия Михайловна, слушая меня, бессильно
морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она
показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить - я терялся, язык у
меня деревенел и не двигался. Всё было впустую. (В. Распутин.)
- Разряды наречий: обстоятельственные (с головой), простые (до последнего, сроду не), способа действия (на манер), степени (бессильно, конечно), повторения (снова и снова), цели (впустую).
- Синтаксический разбор выделенного предложения:
"Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями."
- Предложение состоит из двух сказуемых: "шпарил" и "выпаливая". Главные члены предложения: "Я" (подлежащее) и "половину звуков" (дополнение). Части сказуемых: "шпарил", "проглатывая" (дополнение), "выпаливая" (дополнение).
- Союз "и" объединяет две части сказуемого, указывая на одновременное выполнение действий.
- Наречия "на манер" и "короткими лающими" указывают на способ выполнения действий шпарения и выпаливания.
- Наречие "половину" указывает на количество звуков.
- Произношение слов и оборотов на манер деревенских скороговорок с выпаливанием звуковой последовательности короткими лающими очередями имеет отрицательный результат – выгадывает деревенское происхождение.
- Все усилия учителя (Лидии Михайловны) и школьника оказываются безуспешными в совершенствовании произношения французского языка.