Прочитайте данный текст и выполните задания. 1. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
2. Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
3. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
4. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
5. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.
6. Интеллигентность не только в знаниях, а в к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
7. Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
8. Интеллигентность – это к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
9. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
10. Что тренировка физических сил долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
11. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой не жить... Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно
обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, 1 но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
12. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, 2 но и красивым. Да, именно красивым.
13. Лицо человека, 3 искажающееся злобой, 3 становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
14. Социальный долг человека – 4 быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему). (По Д. Лихачёву)
1. Какова тема текста?
2. Один из привлечь внимание читателя – многоголосие текста, воображаемый диалог с ним. Выпишите два примера включения в текст чужого мнения.
3. Какова, по мнению Д. Лихачева, связь между интеллигентностью и образованностью?
4. В чем, по мнению автора, заключается интеллигентность? Укажите четыре признака интеллигентности, по Д. Лихачеву.
1) 2) 3) 4)
5. Почему быть интеллигентным – долг человека перед собой (обществом)?
6. Какова, по мнению Д. Лихачева, связь между душевным и физическим здоровьем?
7. Определите средства художественной изобразительности в следующих
выражениях:
1) злобная и злая реакция -
2) мусорить руганью, дурными идеями -
8. Определите стиль текста. Подтвердите свой ответ, выпишите аргументы из данных ниже примеров.
Стиль:
Аргументы:
1. Употребление специальных терминов.
2. Открытая оценочность и эмоциональность.
3. Задача текста – воздействие на читателя.
4. Задача текста – информировать читателя.
9. Дайте толкование следующих слов или подберите к ним синонимы:
Спорить-
Эстетический-
Социальный-
Приветливость-
10. . Объясните знаки препинания в 11–14-ом абзацах.
1)
2)
3)
4)
11. Определите вид предложения ( простое, ССП, СПП, БСП) :
1) Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.
2) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.
3) Равномерное движение лодки было нарушено, направление утеряно.
4) Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.
5) Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.
6) Я подошел к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли, и вдруг увидел корабль.
7) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там,где её никогда не