Проанализируйте представленный эпизод из повести В.П.
Катаева «Сын полка»:
Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали
отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне. Каждую минуту его лицо меняло выражение. То оно застывало в ужасе; то нечеловеческое отчаяние искажало его; то резкие глубокие черты безысходного горя прорезывались вокруг его впалого рта, брови поднимались домиком и с ресниц катились слезы; то вдруг зубы начинали яростно скрипеть, лицо делалось
злым, беспощадным, кулаки сжимались с такой силой, что ногти впивались в ладони, и глухие, хриплые звуки вылетали из напряжённого горла. А то вдруг мальчик впадал в беспамятство, улыбался жалкой, совсем детской и по-детски бес улыбкой и начинал очень слабо, чуть слышно петь какую-то
неразборчивую песенку.
Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.
Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. Он вскочил, сел. Его глаза дико блеснули. В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.
— Тише. Свои, — шёпотом сказал Егоров.
Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские,
автоматы — русские, плащ-палатки — русские, и лица, наклонившиеся к нему,— тоже русские, родные.
Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощённом лице. Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:
— Наши…
И потерял сознание.
План для анализа эпизода:
1.Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
4. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?каково их место в системе персонажей (главные, заглавные,второстепенные, внесценические)?
5. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
6. Сформулировать во проблему, находящуюся в центре внимания: автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
7. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).