Н. в. гоголь говорил: «хлестаков — самый трудный образ в пьесе» . потому, что он все делает без соображения, непреднамеренно. сделавшись виновником всеобщего обмана, хлестаков никого не обманывал. автор выделяет в хлестакове способность обманывать без сознательно поставленной цели такого рода, универсальность его желания примерять маску другого, более значительного существования и возможность органично выглядеть в этой маске, импровизационную легкость и эмоциональную убедительность его непроизвольного вранья. в конечном итоге речь идет даже о присутствии в поведении хлестакова вдохновенного, творческого начала. гоголь характеризует хлестакова в одном ряду с другими действующими лицами. он выделяет при этом непрезентабельную легкость облика ивана александровича («молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький» ) в противовес солидности и «сурьезности» стати городничего и подчеркивает такую же интеллектуальную несостоятельность («несколько приглуповат» , «без царя в голове - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими» , «говорит и действует без всякого соображения» ) . в «развязке ревизора» гоголь делает акцент на символическом толковании своей пьесы и в таком контексте видит в хлестакове олицетворение «ветреной светской совести» , уточняя, что это «продажная, обманчивая совесть» . и неоправданно настойчиво несколько раз призывает: «с хлестаковым под руку ни чего не увидишь в душевном городе нашем. .не с хлестаковым, но с настоящим ревизором оглянем себя! .все отыщешь в себе, если только опустишься в свою душу не с хлестаковым»