Повесть Гоголя "Шинель"
1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?
2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).
3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?
Изменение отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести имеет смысловую значимость. На начальном этапе рассказа рассказчик относится к герою с известной неприязнью или насмешливостью. Это видно из его описания Акакия и его внешности. Однако постепенно, в процессе развития событий, рассказчик начинает понимать и переживать чувства Акакия, его унижение и потребности. Это проявляется в моменте, когда Акакий теряет свою шинель, и рассказчик пишет о его безотчётной скорости, пытаясь вызволить шинель для его спасения. Таким образом, рассказчик постепенно становится сочувствующим Акакию Акакиевичу и выражает свое недовольство по отношению к обществу, которое оскорбляет героя. Это изменение отношения повествователя отражает основную тему повести - сочувствие и борьбу с безразличием общества.
2. Для подтверждения мысли о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения, мы можем обратиться к тексту повести, где автор акцентирует внимание на этом аспекте. В сюжете нет информации о детстве Акакия, о его семье или других личных деталях, которые свойственны многим персонажам литературы. Главный герой представлен без имени, фамилии, возраста и описания внешности. Он деперсонифицирован, утратил свою индивидуальность и стал лишь "чиновником 9-й категории". Также существует эпизод, в котором Акакий позволяет своему начальнику использовать его смех как развлечение для коллег. В этом эпизоде автор подчеркивает то, что герой не имеет даже своего естественного звука, своей уникальной индивидуальности, его смех становится всего лишь марионеткой в руках других. Это подтверждает наше утверждение о том, что Акакий потерял свою личность.
3. Для доказательства того, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях — в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной — мы можем обратиться к двум ключевым аспектам повести.
Во-первых, Акакий Акакиевич представлен как типичный мелкий чиновник, который существует в серой и безликой реальности. Его жизнь сводится к унылой работе и надежде на повышение социального статуса. Таким образом, его образ сочетает в себе все стереотипы серости и рутинности в жизни обычного человека.
Во-вторых, противопоставление обезличенной и серой реальности жизни Акакия - это его стремление обрести свою индивидуальность и "лицо". Он мечтает о новой шинели, которая позволит ему выделиться из серой толпы и получить признание от окружающих. Однако когда его мечта рушится и его шинель украдена, Акакий теряет последнюю ниточку своей жизни, свою надежду. Это становится фатальной ловушкой, которая ведет его к бессмысленной смерти. Противоположностью серости серой реальности является бесконечность и вечность Вселенной, которые символизируют потерянные мечты и надежды героя.
Таким образом, попытка Акакия обрести свое "лицо" и вырваться из обезличенной реальности приводит его к гибели, так как его стремление к индивидуальности и признанию оказывается недостижимым в мире, где ценность человека определяется его общественным статусом и имущественными достижениями.