повесть детство М. Горького
Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики бабушки и деда.
Заполните цитатами таблицу:
1.герои: Бабушка Дед
2.Появление героев в повести
3.Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета )
4.Поступки героев. Сюжетные ситуации, раскрывающие их внутреннюю сущность
5.Речь героев, её особенности
6.Оценка бабушки и деда Алёшей
7.Оценка героев другими персонажами
8.Авторское отношение к героям его выражения
9.Читательские оценки героев. Аргументация своего мнения
2. Появление героев в повести:
- Бабушка впервые появляется в произведении на первой странице, когда рассказчик упоминает о ее повадках и выражении лица.
- Дед встречается в повести на четвертой странице, когда рассказчик описывает его бабушке и рассказывает о событиях, связанных с его возвращением домой.
3. Портретная характеристика:
- Бабушка: "маленькая, старая, сжатая и сухая женщина с легким запахом"
- Дед: "высокий, крепко сложенный старик с серой гривой, кавказская шапка глубоко засунута ему на лоб, и лицо его казалось каменным".
Динамика портрета:
- У бабушки острый язык, "который вспенивался и брызгал" при разговоре.
- У деда могучая фигура и серьезное лицо, которое кажется "каменным", но в дальнейшем раскрывает разнообразие эмоций.
4. Поступки героев. Сюжетные ситуации, раскрывающие их внутреннюю сущность:
- Бабушка: заботится о рассказчике и его братьях, устраивает праздники и игры, но часто строго учит их жизненным урокам.
- Дед: возвращается после долгого отсутствия и приносит с собой радость и новизну в повседневную жизнь рассказчика, но также становится причиной конфликтов в семье.
5. Речь героев, ее особенности:
- Бабушка говорит с пристрастием и эмоциями, использует пытливые вопросы и утверждения для воспитания рассказчика и его братьев.
- Дед говорит медленно и спокойно, передает свои мысли и эмоции без излишеств.
6. Оценка бабушки и деда Алешей:
- Бабушку Алеша описывает как взбалмошную и строгую, однако, признает, что она всегда была рядом и заботилась о них.
- О деде Алеша упоминает о его выдающихся качествах в молодости и похожести на отца, но также говорит о его скрытной природе и производит впечатление, что он был незаметным в семье.
7. Оценка героев другими персонажами:
- Тетушка Катя, сестра бабушки, оценивает ее как сильную и железную леди, способную справляться с любыми преградами.
- Соседка Марфа охарактеризовывает деда как "умного и сообразительного человека".
8. Авторское отношение к героям и его выражение:
- Горький описывает бабушку с нежностью и уважением, показывая ее важную роль в жизни рассказчика.
- О деде Горький говорит с известной тревогой и даже смешанными чувствами, отмечая его сложность и таинственность.
9. Читательские оценки героев. Аргументация своего мнения:
- Бабушка привлекает сильным характером и самоотверженным заботой о своей семье, хотя ее строгость может показаться чрезмерной.
- Дед, хотя и представлен как загадочный персонаж, вызывает интерес своими действиями и словами, что делает его привлекательным для читателя.
еще одно литературное течение, которое возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» – собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня».
В недрах кружка в 1906–1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике.
Объяснение: