помагите умоляю надо. Работа над образами главных героев
- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
- В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Перечитайте эпизод со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”. Стр. 57
- Какова роль эпизода встречи с кленом? Стр. 57
- Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки?
- Что узнаем о жизни Насти? Стр. 56, 58
-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? Стр. 58
-Почему полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. Стр. 60
Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду на стр. 58 “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
-Какой разоблачительный эпитет?
-Почему Настя вздрогнула при виде скульптуры Гоголя? Стр. 59
- Какую художественную деталь использует автор, чтобы показать муки совести Насти? Стр. 59
Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.
- И она ему готова Докажите, что она не намерена отступать. Стр. 60
-Выставка удалась? Чья это заслуга?
Работа с эпизодом выставки Стр. 60-61 от слов «Седой вспыльчивый художник…» до «Эх, ты!»
-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она?
-Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?
-Кто, словно пробуждает ее сознание?
-Пробудилась ли совесть Насти? Проследите динамику пробуждения через глаголы, которые использует автор в эпизоде «Настя быстро встала» до «… оглашая протяжным предостерегающим криком». Стр. 62-63
-Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Слово «мама» звучит, как пропуск.
Объяснение:
проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
-уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
-наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
-воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
Оборудование:
портрет К.Г. Паустовского,
выставка книг,
эпиграф-цитата из Библии,
Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.
Материнское сердце в детях, а детское — в камне.
Плакат «Год Добрых Дел», стихотворение о маме (приложение)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”). Слайд 1.
Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы. Слайд 2
Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг.Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались. Слайд 3
Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”. (приложение 1)
2. Рассказ.
Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.
3. Беседа по рассказу.
-Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?
-Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
-Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения). Слайд 4
I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?