в основе «бедной лизы» лежит сюжет о разлучённых влюблённых, известный с античности. среди его образцов — «дафнис и хлоя» лонга, « моих бедствий» абеляра , «ромео и джульетта» шекспира. но два важнейших источника влияния на «бедную лизу» внутри этой традиции — «юлия, или новая элоиза» руссо и «страдания юного вертера» гёте. рассуждая в «письмах путешественника» о связи этих двух произведений, карамзин как бы бросает нить к будущей повести. героиня «новой элоизы» юлия д’этанж, как и лиза, переживает «падение» в объятьях любимого человека, затем она вынуждена выйти замуж за его благородного соперника, а в конце романа спасает из реки собственного сына и вскоре умирает от жестокой простуды. герой романа гёте, молодой художник вертер, одержим любовью к девушке шарлотте и в финале романа кончает с собой, застрелившись из пистолета своего соперника и друга альберта; где-то в середине романа вертер рассказывает альберту о девушке, утопившейся после расставания с возлюбленным.
эти сюжетные ходы так или иначе реализуются в «бедной лизе», но ещё важнее для карамзина идеи его предшественников о ценности человеческих чувств, о том, что человеческие слабости и страсти могут быть прекрасны и по крайней мере достойны сочувствия. в написанной до «бедной лизы» (но опубликованной после) повести павла львова «софья» соблазнённая героиня точно так же, как лиза, топится в пруду, но львов трактует это во вполне классицистическом духе: «в отличие от лизы софья становится жертвой сластолюбивого негодяя, князя ветролёта, которого она предпочитает благородному и чувствительному менандру, а судьба, постигшая её, преподносится автором как жестокое, но в известном смысле справедливое возмездие» 2 . разумеется, трактовка карамзина — шаг вперёд. его лиза — не в сословном, а в духовном смысле — самая благородная из персонажей повести, и в признании того, что крестьянка может быть «в нравственном отношении гораздо выше… дворянина» 3 , карамзин, скорее всего, следует за радищевым и его «путешествием из петербурга в москву» 4 .
ответ:
объяснение:
в основе «бедной лизы» лежит сюжет о разлучённых влюблённых, известный с античности. среди его образцов — «дафнис и хлоя» лонга, « моих бедствий» абеляра , «ромео и джульетта» шекспира. но два важнейших источника влияния на «бедную лизу» внутри этой традиции — «юлия, или новая элоиза» руссо и «страдания юного вертера» гёте. рассуждая в «письмах путешественника» о связи этих двух произведений, карамзин как бы бросает нить к будущей повести. героиня «новой элоизы» юлия д’этанж, как и лиза, переживает «падение» в объятьях любимого человека, затем она вынуждена выйти замуж за его благородного соперника, а в конце романа спасает из реки собственного сына и вскоре умирает от жестокой простуды. герой романа гёте, молодой художник вертер, одержим любовью к девушке шарлотте и в финале романа кончает с собой, застрелившись из пистолета своего соперника и друга альберта; где-то в середине романа вертер рассказывает альберту о девушке, утопившейся после расставания с возлюбленным.
эти сюжетные ходы так или иначе реализуются в «бедной лизе», но ещё важнее для карамзина идеи его предшественников о ценности человеческих чувств, о том, что человеческие слабости и страсти могут быть прекрасны и по крайней мере достойны сочувствия. в написанной до «бедной лизы» (но опубликованной после) повести павла львова «софья» соблазнённая героиня точно так же, как лиза, топится в пруду, но львов трактует это во вполне классицистическом духе: «в отличие от лизы софья становится жертвой сластолюбивого негодяя, князя ветролёта, которого она предпочитает благородному и чувствительному менандру, а судьба, постигшая её, преподносится автором как жестокое, но в известном смысле справедливое возмездие» 2 . разумеется, трактовка карамзина — шаг вперёд. его лиза — не в сословном, а в духовном смысле — самая благородная из персонажей повести, и в признании того, что крестьянка может быть «в нравственном отношении гораздо выше… дворянина» 3 , карамзин, скорее всего, следует за радищевым и его «путешествием из петербурга в москву» 4 .