Вспомним сюжет: Мцыри был мальчиком, которого русский генерал отдал на попечение монастыря. Казалось бы, он привык к "чужому" быту: выучил их язык, обычаи, даже собирался принять монашеский обет, однако, все же, сбегает из монастыря. Тем не менее, проведя на воле 3 дня, возвращается обратно. Почему же это произошло? Главная проблема произведения - внутренний конфликт, психологическая борьба героя. Мцыри - романтический герой, которому свойственны индивидуальность мышления/поступков и противостояние окружающей действительности. Достигнув того, о чем он мечтал всю жизнь:возвращение на родину, он понял, что не сможет жить в родных краях. Он отвык от такой жизни. Выросший в неволе, он не может вернуться к истокам. Он понимает, что не может остаться, где-то в силу непри где-то в силу приобритенных ранее привычек. Привожу говорящие цитаты: "И смутно понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда." "Оставила... Таков цветок Темничный: вырос одинок И бледен он меж плит сырых, И долго листьев молодых Не распускал, все ждал лучей Живительных. И много дней и добрая рука Печально тронулась цветка, И был он в сад перенесен, В соседство роз. Со всех сторон Дышала сладость бытия... Но что ж? Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок..."
Главная проблема произведения - внутренний конфликт, психологическая борьба героя. Мцыри - романтический герой, которому свойственны индивидуальность мышления/поступков и противостояние окружающей действительности. Достигнув того, о чем он мечтал всю жизнь:возвращение на родину, он понял, что не сможет жить в родных краях. Он отвык от такой жизни. Выросший в неволе, он не может вернуться к истокам. Он понимает, что не может остаться, где-то в силу непри где-то в силу приобритенных ранее привычек. Привожу говорящие цитаты:
"И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда."
"Оставила... Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждал лучей
Живительных. И много дней
и добрая рука
Печально тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия...
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок..."