Почему эзопа называют отцом басни

ГАЛЯ2006261011444 ГАЛЯ2006261011444    2   08.12.2019 08:59    55

Ответы
спроситьнадо спроситьнадо  10.10.2020 19:13
Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека? (С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.) — Укажите олицетворения в басне Крылова "Стрекоза и Муравей" (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.) Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях. Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык. Критик Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения. Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка. — Какое выражение из басни "Стрекоза и Муравей" стало афоризмом? Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди. Прочитайте басню "Волк на псарне" сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.) Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни. Так, басня "Волк на псарне", написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов. — Сравните внешний вид волка и его речи. — Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения? — Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне. — Какими чертами обладает Ловчий? Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью). Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью. Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом: Ты сер, приятель, а я сед, И волчью вашу я давно натуру Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами? Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы). — Прочитайте басню Эзопа "Петух и алмаз" и Крылова "Петух и Жемчужное зерно". В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения. Петух и алмаз Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.)) Петух и Жемчужное зерно Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное зерно И говорит: “Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно”. Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Крылов (1808) Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература