По стихотворению «молитва»
1. объясните значение слов «благодать», «благодатная», пользуясь толковым словарём. какое значение имеет слово «благодатная» в стихотворении «молитва»?
2. найдите эпитеты, выражающие состояние души лирического героя в первой и третьей строфе. раскройте их значение в стихотворении.
3. найдите антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах стихотворения. какую роль они выполняют?
4. определите размер стихотворения. почему именно такой размер?
5. проанализируйте синтаксис стихотворения. в чём его особенность?
6. каков звуковой фон стихотворения?
Объяснение:
1)В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова - "полный благ, довольства, счастья; радующий". Однако для русского верующего человека века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что "благодать" - это божественная сила, с которой совершается человека. Благодать - это обещание души. Для же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому "сила благодатная" - это сила, несущая человеку надежду на Слово "благодатная" как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
2)Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть...Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом "теснится". В такую минуту обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть..." Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них". Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.
Если первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа - рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.
3)Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь - бремя скатится.
От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах - ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.
Но как всё преображается под действием "слов живых"! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как будто бы "взлетают". Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.
4)Это типичный ямб -ударение на последние стопы.
5)синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений - они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву - всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки - предложения безличные: "и верится" (ср.: "я стал верить"), "и плачется" (ср.: "я плачу") и "так легко, легко" (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.
6)Изменяется ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения - строчки стали "легче", они как будто бы "взлетают". Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.
( как-то так )