по произведению "Детство" автор Максим Горький глава 1
1. Найдите портреты бабушки, матери, деда и других членов семьи. Какие детали портретов говорят о характере этих людей?
2. Почему бабушка стала для Алёши самым «дорогим человеком»?
3. Почему Алеше все не понравилось в новой семье?
4. Найдите в главе пейзажи. Какую роль они играют?
глава 2
1. Почему в семье Кашириных жестоко наказывали детей?
2. Какое чувство вызывает история с наперстком? Какие черты характера героев она выявляет?
3. Какое чувство вызывает сцена порки Саши и Алеши?
4. Какое чувство вызывает у читателя нравы семьи Кашириных?
образ Цыганка
1. Что подчеркивает автор в характере Цыганка?
2. Что привлекает читателей в образе Цыганка?
3. Почему его любил Алеша?
образ Хорошего Дела
1. Почему Хорошее Дело не любили в дому Кашириных?
2. Как оценил Хорошее Дело историю, рассказанную бабушкой?
3. какие жизненные советы дал Алеше Хорошее Дело
ОбъясненВ повести «Детство» М. Горький рассказал нам, как он попал в дедову семью, которая жила по суровым правилам, установленным дедом – узурпатором.
Это был небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками. «Атмосфера в доме деда царила мрачная» . Он был строгий, жестокий. «Как это пороть? - спросил я.
Все засмеялись, а дед сказал:
- Погоди увидишь… »
Деда боялась вся семья, он быстро входил в ярость, наказывал розгами всех детей в доме, но в нём изредка проглядывает человек добрый. «Вот видишь, я тебе гостинца принёс! Однако не беда, что ты лишнее потерпел, - в зачёт пойдёт!
Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.
Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. " Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она — темная, но светилась изнутри.. . неугасимым, веселым и теплым светом".
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа.. . и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.
А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка — получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.ие:
1. В главе 1 автор описывает портреты различных членов семьи Алёши Пешкова. Портрет бабушки - это женщина в возрасте, которая изображена с некоторыми повадками одиночества, она не любит, когда в доме шумно. Портрет матери - внимательная и заботливая женщина, всегда готовая помочь и выслушать. Портрет дедушки - старик, преданный и бесхитростный. По мнению Алёши, его черты лица говорят о его доброте и простоте. Таким образом, эти детали портретов говорят о характере каждого члена семьи.
2. Бабушка стала для Алёши самым "дорогим человеком" потому, что она была единственным родным человеком в его жизни. Бабушка всегда была рядом, заботилась о нём и проявляла любовь и понимание. Она была его опорой и поддержкой, поэтому Алёша очень привязался к ней.
3. Новая семья Алёше не понравилась по следующим причинам: он привык к бедности и простоте, а в новой семье были богатые и высокомерные люди; старые игры и забавы Алёше показались скучными и непонятными для его новых сестёр и брата; его старые друзья не принимали новую семью, что вызывало у Алёши смущение и грусть.
4. В главе 1 также встречаются пейзажи, описывающие Алёшину окружающую среду и влияющие на его настроение. Например, пейзаж села: "Городит Алешкино отчество Дилирик. И это всё ничего не значит - старая улочка бедного, тихого городка, окружённого чёрными садами тополей с зеленю; и со всех сторон с него веет пылью, пахнущей бедностью." Пейзажи играют роль в том, чтобы помочь читателю представить и понять место, где происходят события, а также передать настроение и эмоции героя.
Глава 2:
1. В семье Кашириных детей жестоко наказывали, потому что родители считали, что только через жестокость можно исправить и воспитать детей. Наказания мотивировались тем, чтобы дети становились послушными и дисциплинированными.
2. История с наперстком вызывает чувство интриги и волнения. Во время игры с наперстком за деньги, которую дети не могли контролировать, показывается алчность и коварство героев. Эта история выявляет черты их характера, такие как жадность, уверенность в своей выигрышной позиции и несговорчивость.
3. Сцена порки Саши и Алеши вызывает чувство гнева и бессилия. Они подвергаются суровому наказанию за несовершенства и ошибки, которые были естественной частью их детства. Это вызывает у читателя симпатию и сочувствие к героям, так как они страдают от несправедливости.
4. Нравы семьи Кашириных вызывают у читателя отвращение. В этой семье царит жестокость, непонимание и равнодушие к чувствам детей. Родители не проявляют никакого интереса к их жизни и участию, а вместо этого наказывают их без пощады, создавая негативные условия и атмосферу в доме.
Образ Цыганки:
1. В характере Цыганки автор подчеркивает её свободолюбие, независимость и мудрость. Цыганка живёт без постоянного места жительства, свободно и самостоятельно передвигается, не имеет привязанностей или ограничений.
2. Образ Цыганки привлекает читателей своей необычностью и загадочностью. Она представлена как таинственный и привлекательный персонаж, который умеет читать судьбу и предсказывать события. Её независимый образ вызывает интерес и романтические фантазии у читателей.
3. Алеша любил Цыганку, потому что она была всегда дружелюбной и весёлой с ним. Она умела поддержать и вдохновить его, и всегда предлагала новые и интересные игры.
Образ Хорошего Дела:
1. Хорошее Дело не любили в дому Кашириных, потому что оно требовало от них честности и бескорыстия, что не соответствовало их скрытым интересам и эгоизму. Родители детей предпочитали злым и грязным делам, в которых они видели материальные преимущества.
2. Хорошее Дело оценило историю, рассказанную бабушкой, потому что она рассказала о доброте и сострадании, которые могут дать силы и вдохновение для жизни. Бабушкины истории призывают людей к доброте и помощи другим.
3. Хорошее Дело дало Алёше жизненные советы, такие как быть добрым, помогать другим и верить в себя. Через Хорошее Дело, Алёша начал понимать, каким должно быть истинное и счастливое человеческое существование.