По этому плану надо сделать анализ стихотворения Пушкина "ветер,ветер, ты могуч"
1. Период творчества поэта, в который написано стихотворение.
2. История создания стихотворения.
3. Направление, творческий метод.
4. Жанр и композиция.
5. Тематика.
6. Проблематика.
7. Идея и идейно-эмоциональная оценка, пафос произведения.
8. Образ лирического героя.
9. Художественное своеобразие стиха.
10. Средства поэтической выразительности (тропы).
11. Особенности стиха (метр, размер).
12. Синтаксические средства организации стиха.
8. В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма.
1.«Туча» была написана 13 апреля 1835 года. На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету. Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».
Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь. В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии. Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.
11. Произведение построено на антитезе: недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом. Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам. Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.
В такой трактовке легко предположить, что Пушкин в стихотворении «Туча» поведал читателям о своих творческих проблемах. К тому времени восхищение мастерством поэта стало угасать. Критики начали высказывать мнение, что Пушкин «уж не тот». Его произведения больше не казались бесспорными шедеврами.
Есть и другая точка зрения. Некоторые исследователи пушкинского наследия считают стихотворение «Туча» своеобразным откликом на памятную дату восстания декабристов. С момента события, всколыхнувшего всю Россию уже десять лет. Но за это время поэт не изменил идеалам юности, остался «последней тучей рассеянной бури». Во времена декабристов его творчество было необходимо, оно «алчную землю поило дождем». Теперь все изменилось, буря революционных настроений Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с парным чередованием женских и мужских рифм. Такая форма не часто встречается в сочинениях Пушкина. Амфибрахий в сочетании с многочисленными союзами создает плавный, успокаивающий ритм повествования. Даже восклицания не нарушают размеренного развития сюжета.
Пушкин использует в тексте «Тучи» много эпитетов. Одни из них описывают непогоду: «унылая тень», «рассеянная буря», «таинственный гром». Другие эпитеты дают характеристику состоянию покоя, который установился после бури. Эти пары символизируют позитивное настроение: «ясная лазурь», «ликующий день», «успокоенные небеса». Интересно, что в произведении нет эпитетов, которые обозначают цвет, что редко случается в пейзажной лирике. Более четверти слов в «Туче» являются глаголами, что также нетипично для этого жанра.
Пушкин очеловечивает природу точными и выразительными олицетворениями: «молния обвивала», «земля освежилась», «буря промчалась», «ветер гонит». Чаще всего этот троп применяется к туче: «несешься», «наводишь», «печалишь», «облегала», «издавала», «поила». Повторное обращение к туче «одна ты» подчеркивает ее неуместность и одновременно одушевляет главный персонаж произведения.
2. Вторая строфа стихотворения содержит много гласных звуков «о» и «а», а также согласных «р» и «г». Они имитируют шум бури и раскаты грома. В третьей строфе большое количество звуков «с» и «л» создают атмосферу света, свежести и покоя.
Стихотворение «Туча» поражает литературных критиков глубиной содержания и совершенством художественных образов. Оно полностью оправдывает характеристику, данную Виссарионом Белинским пушкинским пейзажам: «полные невыразимого, но безмолвного очарования картины».
Подробнее - на -
Объяснение:
1. Период творчества поэта, в который написано стихотворение.
Период творчества Пушкина, в который написано стихотворение "ветер,ветер, ты могуч", относится к его литературному наследию в 1819-1820 годах.
2. История создания стихотворения.
Строка "ветер,ветер, ты могуч" была написана в 1820 году. В этой фразе Пушкин выразил свои чувства и мысли об экспрессивности и неуправляемости ветра.
3. Направление, творческий метод.
Стихотворение "ветер,ветер, ты могуч" относится к романтическому направлению в поэзии Пушкина. Поэт использует методы ассоциации, метафоры и эмоциональной экспрессии для передачи своих чувств.
4. Жанр и композиция.
Это стихотворение относится к лирике. Композиция стихотворения состоит из одной строфы, состоящей из трех строк.
5. Тематика.
Тематика стихотворения - это мощь и сила ветра, его неуправляемость и свобода.
6. Проблематика.
Проблематика стихотворения "ветер,ветер, ты могуч" заключается в противоречии между мощью и свободой ветра, а также его способностью олицетворять различные чувства и эмоции.
7. Идея и идейно-эмоциональная оценка, пафос произведения.
Идея стихотворения состоит в показе силы и мощи ветра, его свободы и неуправляемости. Пафос произведения передает эмоциональную силу искусства, его способность пробудить чувства у читателя.
8. Образ лирического героя.
Лирический герой стихотворения Пушкина "ветер,ветер, ты могуч" - это сам ветер, олицетворяющий мощь и свободу природы.
9. Художественное своеобразие стиха.
Художественное своеобразие стихотворения проявляется в оригинальности образов и метафор, использовании повторов и акцентов для создания ритма и эмоционального настроя.
10. Средства поэтической выразительности (тропы).
В стихотворении "ветер,ветер, ты могуч" Пушкин использует такие тропы, как метафоры ("ветер,ветер, ты могуч"), повторы ("ветер,ветер") и эпитеты ("могуч", "свеж").
11. Особенности стиха (метр, размер).
Строфа стихотворения "ветер,ветер, ты могуч" состоит из трех стихотворных строк. Особенностью стиха является использование метра ямба, в котором чередуются безударные и ударные слоги.
12. Синтаксические средства организации стиха.
В стихотворении "ветер,ветер, ты могуч" Пушкин использует простой и лаконичный синтаксис, что помогает создать эмоциональную напряженность и сосредоточить внимание на главной мысли стихотворения.
Надеюсь, данная информация дала вам полное представление о структуре, идее и особенностях стихотворения Пушкина "ветер,ветер, ты могуч". Если у вас возникнут еще вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их.