План сравнительной характеристики: 1. Портрет героев
2. Поведение героев во время нападения татар.
3. Письмо о выкупе.
4. Занятия.
5. Мнения татар о героях.
6. Побег.
Портрет:
- Найдите в тексте описание героев; ( Жилин мал, да удал, Костылин – грузный, толстый)
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
Поведение героев во время нападения татар
- Как ведет себя Костылин, поняв,что ему грозит смертельная опасность? (испугался, оставил товарища в беде, одного без оружия)
- Как можно охарактеризовать героя в данной ситуации? (трус, предатель)
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. (Решает бороться до конца: Не дамся же живой)
- Что характерно для него? (решительность, смелость противостоять врагу; он не из робкого десятка).
Письмо о выкупе
- Почему Жилин отказался платить большой выкуп и указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
- Какие качества характера открываются в Жилине щадить чувства близких и дорогих ему людей)
- Какое решение принимает Костылин насчет выкупа? (Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе).
Занятия героев
Чем занимается в плену Жилин?
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
А Костылин?:
Бездействует и стонет.
- Подтвердите сказанное о героях текстом.
Мнение татар о героях.
Как татары называли Костылина? Найдите в тексте.( «смирный»)
Как относились татары к Жилину, почему? Как называли его татары? Найдите в тексте. (Жилин завоевал уважение детей и взрослых:«Корошурус», «джигит»).
Побег стр. 251 - прочитайте отрывок
- Почему Жилин не бросил Костылина? (настоящий офицер товарища не бросает)
- Кто виноват в том, что побег не удался? (Костылин)
- Какие качества характера мы запишем? (Жилин стремится уйти любой ценой. Он преодолевает трудный путь с терпением и выносливостью. Костылин же все время «кряхтит да охает», а потом совсем отказывается идти, слабый, малодушный)
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
- Итак, можем ли мы сказать, что герои абсолютно разные? Да, автор противопоставляет героев, использует литературный прием, который называется антитеза.
Антитеза – противопоставление.
- Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Кто, по мнению автора, кавказский пленник?
- Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, находчивость. Он добр по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
А Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.