План анализа стихотворения «Завещание» Заболоцкого:
5. Смысл названия.
6.Лирический сюжет – это изображение динамики переживаний.
Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию,
настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это
м.б. любовное чувство, патриотическое высказывание, философское
суждение, радость или тревога.
7. Композиция. Кольцевая композиция. Композиция может
основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений
противоположности черт, явлений), на антитезе (резком
противопоставлении явлений).
8. Основные настроения, тональность. Устойчивое настроение.
Изменяющееся настроение.
9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.
Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, изгнанничества,
возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
10. Лирический герой, его своеобразие и его
самораскрытия.
11. Лирические персонажи. Их переживания, их судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть,
полемика) и передача его переживаний.
14. Ритм. Размер.
Хорей / -´- / Дольник
Ямб / - -´ / Акцентный стих
Дактиль / -´ - - / Свободный стих (верлибр)
Амфибрахий / - -´- / Пиррихий / - - /
Анапест / - - -´ / Спондей / -´-´ /
15. Рифмовка, характер рифм.
абба – опоясывающая рифма
аабб – смежная рифма
абаб – перекрёстная рифма
мужская рифма (костёр) – ударение на последнем слоге
женская (дрожали) - ударение на предпоследнем слоге
дактилическая (похаживал) – ударение на третьем слоге от конца
гипердактилическая (прислушиваться) – ударение на четвёртом
слоге от конца
16. Лексика. Языковые изобразительно-выразительные средства
(тропы).
Гипербола – преувеличение.
Ирония – употребление с целью насмешки слова или выражения
в значении, противоположном буквальному.
Литота – преуменьшение.
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на
другой по принципу их сходства (союз отсутствует).
Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления
на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него,
содержимое – содержащее,
продукт – его производитель, действие – орудие действия…)
Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление
неживого живому.
Перефраз(а) – оборот, состоящий в замене названия предмета или
явления описанием их существенных признаков или указанием на их
характерные черты.
Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на
основе количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо
части, единственное число вместо множественного и т. д.
Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью
пояснения одного из них при другого. Присоединяются словами
как , будто, подобно, словно, что. Одна из форм сравнения –
использование творительного падежа:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Эпитет – художественное определение, придающее выражению
образность и эмоциональность.
17. Анализ языка. Синтаксис. Стилистические фигуры.
Анафора – единоначатие. Повтор слова или группы лов в начале
нескольких стихов, строф, фраз.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце строки или
строфы.
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами,
придающий художественной речи компактность, стремительность и
динамичность.
Градация – цепь понятий или определений с постепенным
нарастанием или убыванием значимости.
Инверсия –нарушение привычного, естественного для данного
языка порядка слов.
Многосоюзие – намеренный повтор союза, придающий
художественной речи неторопливость.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в
одном художественном образе.
Рефрен – повторение одной фразы в стихотворении.
Параллелизм – развёрнутое сопоставление в сходных
синтаксических конструкциях.
Умолчание – пропуск слов или словосочетаний. Обычно передаёт
душевное волнение, напряжение лирического героя или говорит об
особой сложности изображаемого явления.
Риторические фигуры:
1) риторический во риторическое обращение.
18. Звукопись. Фонетическая окраска.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Звукоподражание – прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых
явлений подбором слов с однородными звуками.
19. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
20. Отзывы критиков.
21. Звучание стихотворения в наши дни.

jihope69 jihope69    3   21.04.2020 14:11    4

Другие вопросы по теме Литература