План:
1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
• кто они?
• каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
• автора;
• персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
• их отношение к событию;
• к вопросу (проблеме);
• друг к другу;
• кратко проанализировать речь участников диалога;
• сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
• выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
• определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
1. Определение границ эпизода и название:
Сначала нужно определить, что такое эпизод. Эпизод - это событие или последовательность событий, которые происходят в рамках общей истории или произведения. Границы эпизода могут быть определены по времени, месту, персонажам или внутренней логике сюжета.
Например, эпизод "На вечеринке" может ограничиваться временем проведения вечеринки и местом - домом одного из главных персонажей. Таким образом, мы определяем пространство и время действия эпизода.
2. Охарактеризация события:
Теперь нужно описать само событие, которое является основой данного эпизода. Важно указать его значение и его влияние на героев и сюжет в целом.
Например, в эпизоде "На вечеринке" событие может быть таким: главные герои встречаются на вечеринке и начинают общаться между собой, что ведет к дальнейшему развитию сюжета. Это событие может быть ключевым для раскрытия отношений персонажей и создания испытаний для их эмоционального развития.
3. Основные участники эпизода:
Необходимо назвать главных участников эпизода и объяснить их место в системе персонажей. Главные персонажи - это те, на чьей судьбе и отношениях сконцентрировано внимание автора и читателей. Заглавные персонажи - это те, чьи действия и речи имеют наибольшее значение в данном эпизоде. Второстепенные и внесценические персонажи - это те, кто дополняет сюжет, но не в сфере внимания главных и заглавных героев.
Например, в эпизоде "На вечеринке" главные участники могут быть Анна и Петр, которые встречаются на вечеринке. Заглавным персонажем может быть хозяин вечеринки, у которого проходит это событие. Второстепенные персонажи - это другие гости, которые также присутствуют на вечеринке, но их роль не так важна для развития сюжета.
4. Особенности начала эпизода:
Опишите, как начинается данный эпизод и как финализируется. Начало эпизода должно привлечь внимание читателя и установить основу для дальнейшего развития сюжета. Финал эпизода может привести к каким-то изменениям, решениям или новым вопросам, продолжающимся в дальнейшем.
В случае с эпизодом "На вечеринке", начало может быть следующим: главные персонажи входят в дом вечеринки, приветствуют других гостей и начинают исследовать пространство. Финал эпизода может быть таким: Анна и Петр обсуждают какую-то важную информацию, которая определяет их отношения и влияет на дальнейшее событие.
5. Формулировка вопроса, проблемы:
Сформулируйте главный вопрос или проблему, о которых говорит автор внутри данного эпизода. Это может быть вопрос о любви, дружбе, предательстве или любой другой теме, которая является ключевой для этого эпизода.
В случае с эпизодом "На вечеринке" вопрос может быть таким: Как изменится отношение между Анной и Петром после их встречи на вечеринке?
6. Выявление и охарактеризация противоречия:
Противоречие - это конфликт, противоречие интересов, мнений или целей между персонажами, которое становится движущей силой для сюжета. Опишите данное противоречие и объясните его значение для развития эпизода.
В нашем эпизоде противоречие может заключаться в том, что Анна хочет больше времени проводить с Петром, а Петр чувствует себя неуверенно в этой ситуации и не знает, как относиться к Анне.
7. Охарактеризация героев:
Охарактеризуйте участников эпизода, их отношение к событию, вопросу, друг к другу. Проанализируйте их речь, жесты, мимику, позы и поступки, чтобы определить их мотивацию и поведение в данном эпизоде. Определите расстановку сил в зависимости от развития событий в эпизоде.
В нашем примере, отношение Анны к встрече на вечеринке может быть положительным и она может быть очарована Петром. Петр, в свою очередь, может быть смущен и не уверен, как вести себя с Анной на вечеринке. Речь и действия персонажей должны подтверждать их отношение друг к другу и их внутреннее состояние.
8. Охарактеризация структуры эпизода:
Определите, на какие микроэпизоды можно разбить данный эпизод, проведите краткий разбор композиционных элементов - завязки, кульминации, развязки.
В нашем примере микроэпизоды могут быть следующими: приветствие, разговор Анны и Петра, обсуждение вопроса между ними. Завязка - это вход героев на вечеринку, кульминация - момент, когда они начинают обсуждать что-то важное, развязка - принятие решения или продолжение разговора.
9. Выявление художественных деталей и их значимость:
Определите наличие и значение художественных деталей в данном эпизоде - это могут быть описания, символы или мотивы, которые уточняют или углубляют смысл эпизода.
В нашем примере художественные детали могут быть такими: описание декораций и музыки на вечеринке, которые помогают создать атмосферу и настроение.
10. Определение наличия художественных описаний:
Охарактеризуйте наличие и значение портрета, пейзажа, интерьера в данном эпизоде. Эти элементы могут помочь автору передать атмосферу, чувства персонажей и передвигать сюжет.
В нашем примере может быть описание красивого интерьера дома или образа главных героев, которое усиливает их эмоциональное состояние и придаёт атмосферу эпизоду.
11. Авторское отношение к событию:
Определите авторское отношение к событию, связаному с эпизодом, и соотносите его с кульминацией и идеей всего произведения в целом. Определите авторскую оценку проблемы и конфликта.
В нашем примере авторское отношение может быть положительным по отношению к открытости и искренности главных героев, и острота конфликта может быть нейтрализована их мотивацией и пониманием.
12. Основная мысль (идея) эпизода:
Сформулируйте основную мысль или идею, которая лежит в основе данного эпизода. Это может быть урок, посыл или просто особая ситуация, которая способствует развитию героев и сюжета.
В нашем примере основная мысль эпизода может быть такой: искренность и открытость в коммуникации между людьми могут изменить их отношения и вести к новым возможностям.
13. Анализ связи с другими элементами произведения:
Проанализируйте связь данного эпизода с другими эпизодами или элементами структуры произведения - предисловиями, прологами, эпилогами, посвящениями, эпиграфами и вставными фрагментами. Определите, как эпизод соотносится с общей идеей или сюжетом произведения.
В нашем примере эпизод "На вечеринке" может быть связан с предыдущим эпизодом, где мы узнали о главных героях и их характерах. Он также может быть связан с следующими эпизодами, где будут дальнейшие развития отношений между Анной и Петром.
Таким образом, путем ответов на все перечисленные вопросы, мы можем подробно и обстоятельно рассмотреть данный эпизод, его смысл и значение в контексте произведения. Это поможет школьнику лучше понять структуру и идею произведения, а также развить умение анализировать литературные тексты.