Слово «книга» в устах народа «звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный» (1). В образе Теркина воплощена идея единства советского народа. В разговоре с солдатом, потерявшим кисет (глава «О потере»), в наставлениях друзьям-пехотинцам (глава «Бой на болоте») Теркин приводит свое излюбленное соображение о том, что за каждым фронтовиком стоит вся Советская Россия. Даже вдали от родной части, в рукопашной схватке с гитлеровцем (глава «Поединок») он помнит, что не просто ведет единоборство с врагом, а «держит фронт». Теркиным руководит чувство ответственности за Родину, он понимает, что все бойцы «от Ивана до Фомы» в ответе «за Россию». Другая определяющая черта характера Теркина — непоколебимая вера в победу. Эта вера — источник неиссякаемой душевной энергии героя, чей веселый, заразительный смех ободряет бойцов в напряженные моменты и переносить тяготы войны. Теркин не унывает даже в самые трудные дни отступления:
Срок придет, назад вернемся. Что отдали — все вернем.
Теплый юмор в беседах с товарищами, острое словцо в адрес врага, задорная шутка в минуту опасности — так проявляется эта сторона характера Теркина. Но, рассказывая о Теркине, не унывающем в тяжелые минуты, поэт подчеркивает, что его книга принципиально отлична от тех произведений низкопробной, псевдопатриотической литературы периода первой мировой войны, которые прославляли вымышленные подвиги всегда удачливого солдата-балагура. И после того, как его герой веселыми шутками поднимает дух бойцов, поэт резко меняет тон повествования, чтобы показать, что в смехе Теркина проявляется не только его жизнерадостная натура, а выдержка, мужество преодолевающего боль и усталость человека:
Заключить теперь нельзя ли, Что, мол, горе не беда, Что ребята встали, взяли Деревушку без труда? Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил!
Нет, товарищ, скажем прямо: Был он долог до тоски, Летний бой за этот самый Населенный пункт Борки.
В образе Теркина воплощена идея единства советского народа. В разговоре с солдатом, потерявшим кисет (глава «О потере»), в наставлениях друзьям-пехотинцам (глава «Бой на болоте») Теркин приводит свое излюбленное соображение о том, что за каждым фронтовиком стоит вся Советская Россия. Даже вдали от родной части, в рукопашной схватке с гитлеровцем (глава «Поединок») он помнит, что не просто ведет единоборство с врагом, а «держит фронт». Теркиным руководит чувство ответственности за Родину, он понимает, что все бойцы «от Ивана до Фомы» в ответе «за Россию».
Другая определяющая черта характера Теркина — непоколебимая вера в победу. Эта вера — источник неиссякаемой душевной энергии героя, чей веселый, заразительный смех ободряет бойцов в напряженные моменты и переносить тяготы войны. Теркин не унывает даже в самые трудные дни отступления:
Срок придет, назад вернемся.
Что отдали — все вернем.
Теплый юмор в беседах с товарищами, острое словцо в адрес врага, задорная шутка в минуту опасности — так проявляется эта сторона характера Теркина. Но, рассказывая о Теркине, не унывающем в тяжелые минуты, поэт подчеркивает, что его книга принципиально отлична от тех произведений низкопробной, псевдопатриотической литературы периода первой мировой войны, которые прославляли вымышленные подвиги всегда удачливого солдата-балагура. И после того, как его герой веселыми шутками поднимает дух бойцов, поэт резко меняет тон повествования, чтобы показать, что в смехе Теркина проявляется не только его жизнерадостная натура, а выдержка, мужество преодолевающего боль и усталость человека:
Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол, горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!
Нет, товарищ, скажем прямо:
Был он долог до тоски,
Летний бой за этот самый
Населенный пункт Борки.