Печорин и Максим Максимыч. Прочитайте исповедь Печорина со слов «…у меня несчастный характер» («Бэла»). Какие чувства исповедь вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошённость души Печорина — это веяние времени. Как автор показывает отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? («Максим Максимыч»). Как образ Максима Максимыча понять характер Печорина? Выпишите из статьи учебника «Максим Максимыч» основные черты характера этого героя и сопоставьте его с Печориным, используя план сравнительной характеристики героев
План характеристики героев:
1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имён и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами мы их видели?
5. Пейзажи и интерьеры, связанные с героями (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характеры.
8. Функция смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в самооценке).
10. Прямые или косвенные авторской характеристики героев.
Итоговые во Можно ли отношения Печорина с кем-либо из мужчин романа назвать дружбой?
2. В чём преимущества Печорина перед другими мужчинами романа?
Перейдя к вопросу о реакции Максима Максимыча на исповедь Печорина, мы можем отметить, что чувства генерала были вызваны смешанным эмоциональным состоянием. Отчасти он был тронут и переживал за героя, учитывая, что они были хорошими друзьями и ранее рассуждали о жизни и судьбе. Однако, в то же время, Максим Максимыч ощущал разочарование и обеспокоенность по поводу опустошенности души Печорина. Он не мог понять, почему его друг такой мрачный и несчастный, особенно учитывая тот факт, что Печорин в ранней молодости был полон энергии и страсти к жизни.
Теперь давайте сконцентрируемся на том, как автор показывает отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи. В этой сцене Печорин выражает максимальную неуловимость и отчужденность от Максима Максимыча. Он явно избегает их обычной дружеской беседы, пренебрегает вопросами генерала и в конце концов уходит, не сказав ни слова прощания. Это указывает на то, что Печорин воспринимает Максима Максимыча как скучного и никчемного, когда он сам чувствует себя более умным и проницательным. Таким образом, Лермонтов через эту сцену показывает, что отношение Печорина к Максиму Максимычу является примером пренебрежительного отношения главного героя к окружающим людям.
Теперь рассмотрим, как образ Максима Максимыча помогает нам понять характер Печорина. В статье учебника "Максим Максимыч" нам предоставлены основные черты характера этого героя: он является старым, немного суетливым и миролюбивым человеком. Он более реалистичен в своем взгляде на жизнь и имеет практический подход к проблемам. Однако, Печорин относится к этому сжатостью и безразличием. Он считает, что Максим Максимыч никогда не испытывал настоящую страсть или растерялся перед опасностью, и поэтому не понимает его эмоционального состояния.
Далее мы можем использовать план для сравнительной характеристики обоих героев:
1. Место героев в системе образов и их взаимоотношения: Печорин является главным героем, а Максим Максимыч - второстепенным. Однако они имеют близкую дружескую связь, но Печорин относится к генералу с презрением и снисходительностью.
2. «Говорящий» смысл их имён и фамилий и обстоятельства первого появления: имена и фамилии героев говорят о их характерах. Чтобы увидеть Печорина, мы смотрим на Максима Максимыча, так как он рассказывает нам о нем через свои рассказы.
3. Портреты: образы героев схожи и различны одновременно. Оба старые и имеют бледные и умные глаза, но Печорин - полный противоположностью Максиму Максимычу, который более крепок и уравновешен.
4. Пейзажи и интерьеры: пейзажи, связанные с Максимом Максимычем, часто являются спокойными и мирными, в то время как пейзажи, связанные с Печориным, обычно описываются как грозные и мрачные. Это контрастное отношение отражает различие в их характерах и жизненных установках.
5. Речевые характеристики: Максим Максимыч говорит простой и ненавязчивый язык, в то время как Печорин говорит более сложно и эффектно. Внутренние монологи Печорина многословны и часто описывают его эгоистичность и безразличие.
6. Поступки героев: действия Максима Максимыча показывают его прагматичный и ответственный характер, в то время как поступки Печорина раскрывают его эгоизм и безответственность.
7. Функция смыслообразующих художественных деталей: Максим Максимыч обычно выступает как персонаж, который создает сопровождающую атмосферу легкости и безопасности, тогда как Печорин служит для создания напряженной и драматичной среды романа.
8. Оценка другими персонажами: другие персонажи романа, такие как Грушницкий и Вера, восхищаются Печориным, тогда как Максима Максимыча, как правило, никто не оценивает особенно высоко. Однако сам Печорин никогда не оценивает свои отношения с другими мужчинами в романе как дружбу.
9. Авторская характеристика: Лермонтов не даёт ясных авторских комментариев намеренно, но мы можем видеть, что Печорин считается главным героем романа, а Максим Максимыч - второстепенным, что подразумевает различие в их характерах.
Таким образом, на основе сравнительной характеристики героев и контекстуального исследования, можно сделать вывод, что отношения Печорина с другими мужчинами в романе нельзя назвать дружбой. Однако, Печорин обладает огромным преимуществом перед другими мужчинами в романе, так как он обладает уникальным характером, оригинальным мышлением и эффектным образом жизни.
В заключение, роман "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова является богатым произведением, переполненным глубокими характеристиками и эмоциональными понятиями. Интересное исследование отношений Печорина с Максимом Максимычем помогает нам лучше понять душевные борьбы Печорина и влияние времени на его эмоциональное состояние.