Характерные черты обломовщины воплощены писателем не только в образе Обломова, но и в фигуре Захара. Несмотря на то, что Обломов-барин, а Захар - его крепостной слуга, они сродни друг другу. Оба они, барин и раб, выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками, испытывали на себе "обаяние обломовской атмосферы, образа жизни". Гончаров стремился показать, что влияние крепостного права сказывалось не только на поместном дворянстве, но и на духовном облике и образе жизни других слоев общества. Заражала обломовщина косностью, апатией, ленью, нравственным рабством и слуг - людей крепостной дворни. Сопоставляя фигуры Обломова и Захара, романист проводит мысль, что судьбы - этих людей неразрывны, жизнь одного из них невозможна и немыслима без другого. "Старинная связь,-говорится в романе,-была неистребима между ними". Они обречены, быть навеки вместе, как рак-отшельник и улитка. Понятие о своем праве владеть и распоряжаться Захаром, как своей собственностью, как вещью, так же неистребимо в Обломове, как неистребимо и в Захаре его нравственное рабство. Хотя Захар и злится на барина за вечные упреки в лени и нерадивости, ворчит на его капризы, но про себя все это он "уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права". Без этих капризов и упреков он не чувствовал бы над собой барина. У Захара была тоже своя мечта, свой "романтизм". "Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак.,." Он не мог забыть "барского широкого и покойного быта в глуши деревни", "отжившего величия", своей ливреи, в которой для него воплотилось все достоинство старого дома Обломовых. Если бы не эти воспоминания о былом, -"ничто не воскрешало молодости его". Гончаров не только сближает типы Обломова и Захара, но и противопоставляет иной раз их друг другу. Это позволяет ему еще глубже раскрыть сущность обломовщины, показать, насколько и Обломов и Захар - оба одинаково безнадежно погрязли в лени, апатии и бескультурье.