– А теперь обратимся к рассказу В. А. Пьецуха «Прометейщина». Как вы думаете, почему мы, прежде чем обратиться к анализу рассказа, вспомнили миф о Прометее? (Герой этого рассказа – современный титан Верёвкин – тоже совершает подвиги. Его особенности – не просто человеческие, личностные. Автор возводит его в ранг мифологического героя!)
– Какие же героические поступки совершает современный титан Веревкин и ради чего? (Герой рассказа В. А. Пьецуха «Прометейщина» совершает подвиги не во имя жертвенной любви к своим «клиентам», а исключительно ради денег. Он буквально торгует своим красноречием, своей демагогией. Каждый такой «подвиг» имеет определенную цену: разговор с родителями по поводу двойки по математике – пятьдесят копеек, «критическое высказывание» – восемьдесят, украденная банка с кислотой – рубль. Получив деньги, Веревкин готов всячески принижать себя и восхвалять других – все средства хороши в достижении главной цели: отсрочить, смягчить, а то и вовсе отменить гнев родителей, тоже своего рода властителей детских судеб.)
– Сравните мифологического титана и современного героя. Что их сближает и отличает? (Отличительной особенностью характера Прометея является гордый непокорный нрав, бесстрашие, нежелание покоряться воле богов, бескорыстное служение людям даже ценой собственных мук.
Современный же титан Верёвкин тоже готов терпеть муки из любви к людям. Но на смену бескорыстному служению приходят совсем другие отношения: услуга за услугу.)
– Как видим, в рассказе присутствуют прямые отсылки к мифу о Прометее. Найдите их. (В рассказе В. А. Пьецуха отсылка к мифу присутствует не только в названии, но и в заключительной части, в размышлениях наказываемого Веревкина. «У-у, хищник, истязатель! – думал он про отца. – Жри мою печень, жри!»)
– Как, посредством какого сатирического приёма происходит переосмысление мифологического сюжета в рассказе? (Налицо «измельчение» героя. Происходит ироническое снижение героического образа титана.
Так же, как и в мифе о Прометее, герою рассказа Верёвкину не избежать наказания. Однако и тут происходит снижение героического пафоса: достойное титана наказание заменяется традиционной поркой ремнём.)
– Давайте рассмотрим, как снижается образ Верёвкина. Очень часто писатели используют приём говорящих фамилий, чтобы дать героям характеристику и выразить своё отношение к ним. Как вы считаете, можно сказать, что фамилия главного героя – говорящая? (Вспомним фразеологизм со словом «верёвка». Вить веревки (из кого-либо) – (Разг.) (Употребляется при подлежащем со значением лица.) поступать с кем-либо так, как хочется, как вздумается; полностью подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать не по своему желанию. Говорится, когда хотят подчеркнуть, что один человек злоупотребляет влиянием на другого.)
Объяснение:
– А теперь обратимся к рассказу В. А. Пьецуха «Прометейщина». Как вы думаете, почему мы, прежде чем обратиться к анализу рассказа, вспомнили миф о Прометее? (Герой этого рассказа – современный титан Верёвкин – тоже совершает подвиги. Его особенности – не просто человеческие, личностные. Автор возводит его в ранг мифологического героя!)
– Какие же героические поступки совершает современный титан Веревкин и ради чего? (Герой рассказа В. А. Пьецуха «Прометейщина» совершает подвиги не во имя жертвенной любви к своим «клиентам», а исключительно ради денег. Он буквально торгует своим красноречием, своей демагогией. Каждый такой «подвиг» имеет определенную цену: разговор с родителями по поводу двойки по математике – пятьдесят копеек, «критическое высказывание» – восемьдесят, украденная банка с кислотой – рубль. Получив деньги, Веревкин готов всячески принижать себя и восхвалять других – все средства хороши в достижении главной цели: отсрочить, смягчить, а то и вовсе отменить гнев родителей, тоже своего рода властителей детских судеб.)
– Сравните мифологического титана и современного героя. Что их сближает и отличает? (Отличительной особенностью характера Прометея является гордый непокорный нрав, бесстрашие, нежелание покоряться воле богов, бескорыстное служение людям даже ценой собственных мук.
Современный же титан Верёвкин тоже готов терпеть муки из любви к людям. Но на смену бескорыстному служению приходят совсем другие отношения: услуга за услугу.)
– Как видим, в рассказе присутствуют прямые отсылки к мифу о Прометее. Найдите их. (В рассказе В. А. Пьецуха отсылка к мифу присутствует не только в названии, но и в заключительной части, в размышлениях наказываемого Веревкина. «У-у, хищник, истязатель! – думал он про отца. – Жри мою печень, жри!»)
– Как, посредством какого сатирического приёма происходит переосмысление мифологического сюжета в рассказе? (Налицо «измельчение» героя. Происходит ироническое снижение героического образа титана.
Так же, как и в мифе о Прометее, герою рассказа Верёвкину не избежать наказания. Однако и тут происходит снижение героического пафоса: достойное титана наказание заменяется традиционной поркой ремнём.)
– Давайте рассмотрим, как снижается образ Верёвкина. Очень часто писатели используют приём говорящих фамилий, чтобы дать героям характеристику и выразить своё отношение к ним. Как вы считаете, можно сказать, что фамилия главного героя – говорящая? (Вспомним фразеологизм со словом «верёвка». Вить веревки (из кого-либо) – (Разг.) (Употребляется при подлежащем со значением лица.) поступать с кем-либо так, как хочется, как вздумается; полностью подчинять кого-либо своей воле, вынуждать поступать не по своему желанию. Говорится, когда хотят подчеркнуть, что один человек злоупотребляет влиянием на другого.)