Сатирическое содержание повести раскрывается прежде всего через систему персонажей. Персонажи образуют своего рода антагонистические пары, позволяющие полно раскрыть основной конфликт произведения. Преображенский - Шариков, Преображенский -Швондер. 2).Портретные описания Именно портрет позволяет составить о персонаже определенное мнение, почувствовать авторское отношение. Портретные зарисовки в повести выполнены очень своеобразно. Писатель не стремится дать исчерпывающее представление о том или ином персонаже. Напротив, в его внешности он подчеркивает наиболее яркую и выразительную деталь, но такую, что читатель может мысленно воссоздать не только внешний, но и внутренний облик человека. Вот так, например, выглядит Шариков в момент беседа с профессором: "На шее у человека был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом. Открывая глаза, слеп вновь, так как с полу, разбрызгивая веер света, швырялись в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами. " Столь нелепый наряд Шарикова выдает в нем человека невежественного, некультурного, но в тоже время чересчур самоуверенного. 3).В качестве основного средства характеристики персонажей в повести выступают диалоги. Со всей полнотой раскрываются в них жизненная позиция, мировосприятие столь разных людей, как Преображенский, Борменталь, Шариков, Швондер. 5).Говорящие фамилии Булгаков был всегда внимателен к выбору имени для своих персонажей. Писателя могли привлечь подвижность, округлость, "качественность", заключенные в сатирической фамилии Шариков. А в имени Полиграф Полиграфович сатирически заострялась тенденция к сочинению новых имен, возникшая в послереволюционное десятилетие. Кроме того, нелепое имя, выбранное Шариковым, создает комический эффект. Иногда фамилия персонажа отражает характер его деятельности: Преображенский - от глагола "преобразовывать", что подчеркивает творческий, преобразующий характер занятий профессора. 6).Важным средством в раскрытии сатирического содержания повести является язык. Булгакову было свойственно серьезное, вдумчивое, глубоко осознанное отношение к этой стороне своих произведений. Использование Булгаковым чужого слова всегда служит знаком определенного речевого облика персонажа. Языковые особенности, лексические, интонационные -являются важным средством характеристики персонажей. Те из них, которые малосимпатичны автору, нередко изъясняются скверным русским языком, и это специально подчеркнуто писателем. 7).М. Булгаков применяет и различные приемы сатирического изображения: гротеск и гиперболу, юмор, иронию, пародию. Особое место среди них принадлежит иронии, так как она выступает в качестве средства выражения авторской оценки. Ирония неизменно присутствует в описании персонажей повести, например, пациентов профессора Преображенского, желающих омолодиться Иногда авторская ирония носит скрытый характер.