Ледуя своим "прогрессивным" идеям, Базаров пытается относиться к женщинам с циничной насмешкой. Для него "природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник. " Красота, искусства, любовь для него - пустые слова. Но природа берет своё, и он с ужасом убеждается, что влюбился в Одинцову. Огромным усилием воли ему удаётся преодолеть эту привязанность ("лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца"). Но что-то в его душе надломилось, и его неосторожность при вскрытии умершего и гибель от заражения были, может быть, не случайны. Базаров был нигилист, т. е. отрицал всё, в том числе и любовь. Поэтому и с Одинцовой ничего у него не вышло. То есть отношение к женщинам было безразличное, он "лишний человек" и проецирует свои комплексы на окружающих ему женщинах, принося им одни несчастья. Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг — нигилист Базаров — высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, "загадочность" женского взгляда. Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И. С. Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей идеологии. По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, не следовать своим убеждениям. Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась.
относиться к женщинам с циничной насмешкой. Для него
"природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник. "
Красота, искусства, любовь для него - пустые слова.
Но природа берет своё, и он с ужасом убеждается, что
влюбился в Одинцову. Огромным усилием воли ему удаётся
преодолеть эту привязанность ("лучше камни бить на мостовой,
чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца").
Но что-то в его душе надломилось, и его неосторожность при
вскрытии умершего и гибель от заражения были, может быть,
не случайны. Базаров был нигилист, т. е. отрицал всё, в том числе и любовь. Поэтому и с Одинцовой ничего у него не вышло. То есть отношение к женщинам было безразличное, он "лишний человек" и проецирует свои комплексы на окружающих ему женщинах, принося им одни несчастья.
Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг — нигилист Базаров — высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, "загадочность" женского взгляда. Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И. С. Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей идеологии. По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, не следовать своим убеждениям. Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась.