От
Задание. Перепишите лекцию, посвященную зрелой лирике Ахматовой. На места пропусков вставьте названия стихотворения, о которых идет речь, и примеры указанных образных средств.
Художественные тексты: «Когда б вы знали, из какого сора…», «Родная земля», «Мужество», «Мне голос был…», «Истлевают звуки в эфире», «Приморский сонет», «Заплаканная осень, как вдова…».
Зрелая лирика А. Ахматовой
Анна Ахматова вошла в русскую литературу, прежде всего, как певец любви. Однако с течением времени лирика поэтессы, родившейся на рубеже веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны происходит расширение тематического диапазона лирики Ахматовой.
Даже в интимную тему история внесла новое, трагическое, содержание. Стихотворение было написано осенью 1921 года вскоре после расстрела первого мужа А.Ахматовой Н.Гумилева. В основе стихотворения сравнение, персонифицирующее природу . Лирическая героиня передоверяет её свои чувства. С одной стороны, этот акт подчеркивает безмерность горя женщины, видящей трагический отсвет во всем. С другой − природа воплощает мудрость бытия, и ее круговорот обещает героине забвение боли.
Гражданская позиция Ахматовой укрепилась в годы революции, когда перед поколением поэтессы встал во отправиться в эмиграцию или перенести страдания вместе с Родиной. В центре стихотворения внутренний конфликт: неприятии революционных событий и невозможности оставить родину. Конфликт воссоздан в величественной форме искушения человека праведного, важность и судьбоносность решения подчеркнута высокой лексикой .
Стихи Ахматовой в период второй мировой войны − своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Стихотворение звучит как страстная молитва и заклинание, а его последняя укороченная строка напоминает торжественное «Аминь». Голос поэта сливается с голосом народа, поэтому в тексте звучит слитное и согласное «мы». Главную ценность, отстаиваемую перед врагом, поэт видит в сохранении культуры, которая для акмеистки по-прежнему заключается в сохранении .
Центральная тема стихотворения дана в заглавии. В начальных строках отрицается восторженное и благоговейное отношение к родной земле. Ему противопоставляется тесная, даже не духовная, а физическая связь с родиной. Эстетический эффект достигается обращением к разным значениям центрального многозначного слова : это и почва в прямом смысле, и страна.
В зрелой лирике Ахматова обращается к традиционной теме «поэта и поэзии». «Тайны ремесла» − так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве. Центральное стихотворение цикла . Написанное в 1940 г., оно сохраняет установку акмеизма на воспроизведение мелочей . Поэт отвергает канонические жанры и связывает свое творчество с живой жизнью. Естественность появления стихов подчеркивает природная метафора . Ключевой глагол усилен повтором.
Любовная тема не исчезает из зрелой лирики поэта. Но происходит ее значительная трансформация. Эти тексты лишены акмеистических деталей и посвящены тайному сродству душ, что привносит в них символистскую размытость образов. В стихотворении лирические герои как бы вовсе лишены плоти, от них остаются лишь . Но им дана высокая миссия прервать равнодушие и немоту вселенной. связь героев выступает единственной хрупкой опорой жизни. Идея преображения мира реализуется в финальной метафоре .
В зрелой лирике поэта усиливается звучание философской темы. Для стихотворения Ахматова избирает твердую форму , традиционно включающую 14 строк, отражающих развитие мысли от тезиса через антитезис к синтезу. Тезис − тема скоротечности жизни: . Ей противопоставляется мысль о вечности: . В финале два плана совмещаются в одном вырисовывается путь, незаметный переход от земной жизни к вечной: . Вечность «обживается», наполняется приметами личного героини.