Что касается реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги, где Достоевский провел в общей сложности 9 лет (1850-1859, с 1854-59 служил рядовым в Семипалатинске) и куда его сослали за участие в кружке Петрашевского. (Сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского)
В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени». Д. изображает все глубины души человека. Самое интересное – это найти человека в человеке при полном реализме. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. Перед нами предстает пошатнувшееся сознание, заблудшие души (Шатов в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании»). В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.
Основной принцип реализма – обусловленность характера человека его связями с миром.
Сам Достоевский противопоставлял свой реализм реализму «типичников», т.е. тех, кто поддерживал основной принцип реализма.
Специфика реализма Достоевского:
1. Универсализм
Историко-социлогический смысл заключается в широте обобщений. В судьбе современной личности он умел показать движение всей человеческой истории (Иван Карамазов). Человек Достоевского детерминирован бытом, культурно-исторической средой, состоянием быта, качествами национального характера.
Религиозно-философский смысл хорошо был вскрыт религиозными философами (Розанов и др.) – обращение к коренным проблемам и загадкам человеческого бытия:о смысле жизни, о вере, неверии, Христе, религиозная концепция человека.
2. Антропоцентризм
Центр произведений Достоевского – вопрос о человеке. В первую очередь его интересует духовная двойственность (раскольников, Иван Карамазов). Он пытается анализировать причины раздвоенности:
Исторические. В сознании человека переходных эпох сталкиваются разные системы ценностей. Эпоха атеизма – утрачиваются нравственные ориентиры.
Религиозная природа души человека. В началах, которые недоступны познанию, - Бог и дьявол (???). «Сердце человеческое – поле битвы бога и дьявола» («БК»)
Нравственная природа человека. Соотношение добра и зла. Почти в одно время Достоевский по-разному оценивает зло в человеке: оно присутствует в человеке изначально или приобретается. Человек по природе своей этичен – он всегда, пусть и где-то в глубине души, представляет себе, что в человеке есть добро («найти в человеке человека»).
3. Трагизм: повышенная концентрация человеческого сознания, мир в состоянии хаоса, распада, кризиса (Зильдерович «Вихревое клубление» - мирообраз), человек в трагических обстоятельствах, попытка обновления общества путем индивидуальных усилий >>> диалектика добра. Личность в наивысшей степени развития отдает себя служению другим >>> законы эгоизма побеждаются законами гуманизма.
Антропоцентризм проявляется в:Полифонической постановке героя, т.е. доминантой общей идеи является самосознание героя. В романах множество самостоятельных голосов
Трагизм проявляется в: Трагедийной структуре сюжета, характеров.
Соотношение типического и социального. Типизировать можно повторяющееся, повседневное (Гончаров). Достоевский типизировал исключительное – «мысль домыслить» (психологизм – исключительное). С другой стороны, преступление Раскольникова социологически обусловлено.Ранний Достоевский – маленький человекПоздний Достоевский – идеологические романы. Идея – сюжето- и характерообразующее начало >>> идеологизация психики, бытовой детали и пр.
Что касается реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги, где Достоевский провел в общей сложности 9 лет (1850-1859, с 1854-59 служил рядовым в Семипалатинске) и куда его сослали за участие в кружке Петрашевского. (Сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского)
В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени». Д. изображает все глубины души человека. Самое интересное – это найти человека в человеке при полном реализме. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. Перед нами предстает пошатнувшееся сознание, заблудшие души (Шатов в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании»). В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.
Основной принцип реализма – обусловленность характера человека его связями с миром.
Сам Достоевский противопоставлял свой реализм реализму «типичников», т.е. тех, кто поддерживал основной принцип реализма.
Специфика реализма Достоевского:
1. Универсализм
Историко-социлогический смысл заключается в широте обобщений. В судьбе современной личности он умел показать движение всей человеческой истории (Иван Карамазов). Человек Достоевского детерминирован бытом, культурно-исторической средой, состоянием быта, качествами национального характера.
Религиозно-философский смысл хорошо был вскрыт религиозными философами (Розанов и др.) – обращение к коренным проблемам и загадкам человеческого бытия:о смысле жизни, о вере, неверии, Христе, религиозная концепция человека.
2. Антропоцентризм
Центр произведений Достоевского – вопрос о человеке. В первую очередь его интересует духовная двойственность (раскольников, Иван Карамазов). Он пытается анализировать причины раздвоенности:
Исторические. В сознании человека переходных эпох сталкиваются разные системы ценностей. Эпоха атеизма – утрачиваются нравственные ориентиры.
Религиозная природа души человека. В началах, которые недоступны познанию, - Бог и дьявол (???). «Сердце человеческое – поле битвы бога и дьявола» («БК»)
Нравственная природа человека. Соотношение добра и зла. Почти в одно время Достоевский по-разному оценивает зло в человеке: оно присутствует в человеке изначально или приобретается. Человек по природе своей этичен – он всегда, пусть и где-то в глубине души, представляет себе, что в человеке есть добро («найти в человеке человека»).
3. Трагизм: повышенная концентрация человеческого сознания, мир в состоянии хаоса, распада, кризиса (Зильдерович «Вихревое клубление» - мирообраз), человек в трагических обстоятельствах, попытка обновления общества путем индивидуальных усилий >>> диалектика добра. Личность в наивысшей степени развития отдает себя служению другим >>> законы эгоизма побеждаются законами гуманизма.
Реализация специфики:
Универсализм проявляется в:Многообразии творческих источников. Множестве прототипов.
Масштабности характеров. Общезначимости отражаемых явлений
Антропоцентризм проявляется в:Полифонической постановке героя, т.е. доминантой общей идеи является самосознание героя. В романах множество самостоятельных голосов
Трагизм проявляется в: Трагедийной структуре сюжета, характеров.
Соотношение типического и социального. Типизировать можно повторяющееся, повседневное (Гончаров). Достоевский типизировал исключительное – «мысль домыслить» (психологизм – исключительное). С другой стороны, преступление Раскольникова социологически обусловлено.Ранний Достоевский – маленький человекПоздний Достоевский – идеологические романы. Идея – сюжето- и характерообразующее начало >>> идеологизация психики, бытовой детали и пр.