определить основную мысль, проблематику, актуальность 15 слова назидания Абая Кунанбаева.
СЛОВО ПЯТНАДЦАТОЕ
Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница.
Родившись на свет, человек не может жить, не увлекаясь интересными вещами. Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни.
Разумный человек интересуется достойными, серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.
Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что.
И еще одно искушение подстерегает людей, страстно увлекающихся — достижение успеха или приближение к нему, дурманит им головы, пьянит. Хмель застилает разум, заставляет совершать оплошности, человек невольно привлекает к себе внимание окружающих, становится объектом людских пересудов и насмешек.
Разумные в такие критические моменты не теряют рассудка, сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение.
Глупый же скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его чапана покрывают зад лошади...
Вот что я видел.
Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?
Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?
Автор отмечает, что умные люди интересуются серьезными делами и настойчиво добиваются своих целей. Они не испытывают сожаления и воспоминания о пережитых трудностях лишь подогревают их амбиции. В противоположность этому, легкомысленные люди тратят время на бесполезные занятия, не задумываясь о своих действиях. Они поздно осознают, что время ушло, а своим поведением они потеряли возможность достичь успеха.
Другая проблематика текста связана с искушениями, которые привлекают людей, страстно увлекающихся чем-либо. Это может быть как достижение успеха, так и приближение к нему. Они потеряли контроль над своими действиями, становятся объектами пристального внимания окружающих и подвергаются насмешкам.
Автор призывает быть разумными людьми, которые сохраняют спокойствие и контроль над своими эмоциями в критические моменты. Они не позволяют себе потерять рассудок и не высказывают свои чувства на публичном обозрении.
В итоге, текст обращается к школьнику и призывает его регулярно спрашивать себя, как он живет и сделал ли что-то полезное для своего образования или для земной жизни. Это поможет избежать горечи сожаления в будущем и быть умным человеком.
Таким образом, основная мысль текста заключается в том, что умные люди интересуются достойными вещами, ставят перед собой серьезные задачи и добиваются их. Они не теряют времени на бессмысленные затеи и не позволяют себе быть подвергаемыми внешним искушениям. Школьнику предлагается постоянно задавать себе вопросы о смысле жизни и проделанных действиях, чтобы быть разумным человеком, не испытывающим горечи сожаления.