Определи, каким средством выразительности является выражение «перестал слушаться, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел» в предложении 5. (1) У индусов есть ручные слоны. (2) Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.
(3) Лес был глухой и дикий. (4) Слон протаптывал хозяину дорогу и валить деревья, а хозяин грузил их на слона.
(5) Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.
(6) Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил.
(7) Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой.
(8) А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. (9) Хозяин подумал: «Сяду ему на шею — так мне ещё удобней будет им править».
(10) Он уселся на слоне и стал веткой хлестать слона по ушам. (11) А слон пятился, топтался и вертел хоботом. (12) Потом замер и насторожился.
(13) Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр.
(14) Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
(15) Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. (16) Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. (17) Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами.
(18) А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.
(19) А ноги у слона — как столбы. (20) И слон растоптал тигра в лепёшку.
(21) Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:
— Какой я дурак, что бил слона! А он мне жизнь .
(22) Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
(Б. Житков «Как слон хозяина от тигра»)
ответ:
градация
эпитет
сравнение
риторическое восклицание
ответ:вроде как градация
1. Градация - это постепенное возрастание или убывание характеристик, которое создает эффект напряжения и направленности действия. В данном выражении можно наблюдать градацию от действий слона, начиная с простого неслушания и заканчивая громким рыком.
2. Эпитет - это прилагательное или существительное, которое используется для выражения особенностей предмета или обозначения некоторого признака. В данном случае нет явного использования эпитетов, так как предложение содержит больше действий слона, чем описания его характеристик.
3. Сравнение - это прием, при котором устанавливается сходство между двумя или более предметами или явлениями. В данном предложении сравнение не используется.
4. Риторическое восклицание - это сознательно использованное восклицание с целью создать эмоциональный эффект или подчеркнуть особенность события или предмета. В данном предложении можно наблюдать риторическое восклицание, так как описание действий слона вызывает сильные чувства у читателя и подчеркивает необычность и неожиданность происходящего.
Итак, в выражении «перестал слушаться, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел» используется средство выразительности - градация и риторическое восклицание. Градация передает постепенное нарастание действий слона, а риторическое восклицание подчеркивает необычность происходящего и заставляет читателя сосредоточиться на происходящем.