ОДНО ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ.
«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…»,
«О, я хочу безумно жить…»
Уметь анализировать рассказанное стихотворение по плану:
1 Тема стихотворения:
пейзаж, любовная лирика, философская лирика, общественно-политическая лирика.
2 Сюжет: основные образы, события, чувства, настроения лирического героя
(героев).
3 Композиция: строфа, рифма, размер; смысловые части.
4 Средства выразительности языка: фонетический, лексический,
морфологический, синтаксический.
5 Жанр: лирическое стихотворение, , послание, басня, стихотворение в прозе, поэма, ода, малые фольклорные жанры (песни, частушки), эпиграмма, дума, элегия, романс.
6 Литературное направление (классицизм, реализм, романтизм,
сентиментализм).
7 Идея. (Что хотел сказать автор? К чему призывает автор? Что волнует автора?
8 О чем заставляет задуматься стихотворение? Какие мысли и чувства вызвало у меня это произведение?)
тихотворение «О, весна без конца и без края…» написано Блоком 24 октября 1907 года. Поэт переживал кризис в семейной жизни. В это время он увлечен актрисой Натальей Волоховой и расстается, как ему кажется, навсегда с женой, Любовью Менделеевой. Перемены одновременно пугают и будоражат поэта, что ярко отражает стихотворение.
Главная тема стихотворения
Весенняя тема в осеннем произведении. Речь идет не о времени года и явлениях природы. Лирический герой, который полностью олицетворяет собой поэта, этот период своей жизни воспринимает как весну, как начало новой судьбоносной вехи. Его сердце исторгает одновременно и «слезы» и «смех». Герой словно задыхается от избытка эмоций. Восклицания, повторения в тексте произведения служат задаче передать это состояние накала эмоций.
В то же время поэт раскрывает философскую тему принятия жизни такой, какова она есть, со всеми ее потерями и приобретениями. Он прямо приветствует их в своей жизни. Собственно, текст произведения в основной своей части представляет собой перечень «удач» и «неудач», которые преподносит поэту жизнь. Три из семи четверостиший начинаются одинаковым словом: «Принимаю тебя, неудача", "Принимаю бессонные споры", "Принимаю пустынные веси!"
Начинается стихотворение с приветствия весны и жизни, заканчивается упоминанием «имени Бога», которое «не разгадано». Поэт верит, что его мечта воплотится, обретет черты, которые видятся ему, то в образе Прекрасной Дамы, Вечной Жены, то в образе весны, которая несет в себе свежий ветер перемен. Герой надеется, что эта весна приблизит его к разгадке чего-то важного, для чего он живет: страдает, радуется, спорит, скитается, ищет.
В произведении ясно нерв борьбы. Поэт дважды использует образ щита, с которым он вступает в пору битвы с пока еще непознанными и враждебными силами. Однако страха перед ними нет, наоборот, его будоражит предстоящая схватка. Он обещает, что никогда не «бросит щита». Поэт представляет себя в доспехах и хладнокровно измеряет «вражду». Жизнь теряет без борьбы смысл и даже перед лицом гибели лирический герой принимает ее только такой.
Стихотворение написано двадцативосьмилетним Блоком в пору творческой зрелости. Оно перекликается с лермонтовским стихотворением «Благодарность», незаконченная строфа из которого взята эпиграфом. Но не привнес в свое произведение скрытой иронии и сарказма, имеющегося в стихотворении Лермонтова. Напротив «О, весна без конца и без краю…» - радостный и неподдельно искренний манифест жизненных установок Блока, гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех ее проявлениях.
Структурный анализ стихотворения
В стихотворении используются повторы, анафоры или единоначатия строф, оно наполнено символами. Автор описывает свое настроение, раскрывает тему, привлекая многочисленные контекстные антонимы. Частые восклицания передают бурю эмоций поэта, так что произведение эмоционально ярко окрашено. Многоточия, заканчивающие несколько строк, привносят в текст ощущение некоторой тайны, которая не должна быть раскрыта, но должна только угадываться.
Размер стихотворения - трехстопный анапест с перекрестной рифмой. Лирическое послание написано семью строфами. С единоначатия строф стихотворение передает читателю динамику мыслей автора.