ОЧЕНЬ Задание №1.
В первом действии комедии «Вишневый сад» мы узнаем, что над именем Раневской нависла угроза.
Как относятся к этому главные герои пьесы?
Какие черты характера каждого из них раскрываются в отношении к судьбе вишневого сада?
Задание №2.
Гаев говорит о своей сестре – Любови Андреевны Раневской: «..Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в малейшем ее движении».
Справедлива ли эта характеристика?
Если Раневская «порочна», почему же все герои пьесы к ней относятся с таким уважением?
Задание №3.
Л.А. Раневская произносит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, я плакала».
Чем отличается отношение (любовь) к родине у Раневской, Лопахина и Пети Трофимова?
Задание №4.
Первое действие пьесы завершают слова Пети Трофимова: « Солнышко мое! Весна моя!» Они не только раскрывают чувства самого Трофимова, но и придают лирическую окраску финалу первого действия пьесы.
Приведите примеры других высказываний, также придающих лирическую окрашенность этому действию.
Задание №5.
Во втором действии комедии «Вишневый сад» после грустного разговора о грязи, бестолковости и пошлости, царящих в жизни, в глубине сцены проходит Епиходов, играющий на гитаре.
Почему он появляется на сцене в этот момент?
Какая авторская мысль скрыта в этом эпизоде?
Задание №6.
Вслед за разговором героев в наступившей тишине «вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»
Какое содержание заключено в этом образе - символе?
Задание №7.
В финале второго действия Петя Трофимов с жаром говорит Анне о грядущем счастье, о необходимости бороться, трудиться, чтобы это счастье пришло. Но в это время «слышно, как Епиходов играет на гитаре все ту же грустную песню». Затем раздается голос Вари: «Аня! Где ты?» И Трофимов уже сердито говорит: «Опять эта Варя, возмутительно!»
Как эти две детали выражают авторское отношение к словам Трофимова о счастье, о борьбе и труде?
Задание №8.
Центральная сцена третьего действия комедии – монолог торжествующего Лопахина: «Я купил!...» Но через несколько мгновений он уже иначе говорит с Раневской
Чем можно объяснить эту перемену в настроении Лопахина: «Отчего же, отчего же, вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая моя, не вернешь теперь. (Со слезами) О, скорее бы все это скорее бы изменилось как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».?
Он стал хозяином вишневого сада, почему же он говорит о нескладной жизни?
Задание №2. Отношение героев к Любови Андреевне Раневской может вызвать некоторое противоречие. Хотя Гаев описывает ее как порочную, другие герои проявляют к ней уважение. Это потому, что Раневская становится представителем старого порядка и символом уходящего времени, олицетворяя прежнюю эпоху и жизненные ценности. Хотя ее поведение может считаться нравственно неправильным, герои всё равно выражают уважение к ее значимости, их отношение основано на уважении к старшим и их истории.
Задание №3. Отношение к родине у Раневской, Лопахина и Пети Трофимова отличается. Раневская любит родину с нежностью и эмоциональной привязанностью, многое связано у нее с воспоминаниями и эмоциями. Лопахин смотрит на родину с практической точки зрения, видя в вишневом саду возможность для коммерческого успеха. Петя Трофимов обращает внимание на политическое значение родины и ее значимость для борьбы за свободу. В их отношении к родине можно увидеть разные аспекты их характеров и социальных позиций.
Задание №4. Высказывания Пети Трофимова («Солнышко мое! Весна моя!») придают лирическую окраску финалу первого действия пьесы и отражают его романтическое идеализированное отношение к миру. Еще несколько примеров высказываний, создающих лирическую окраску, это монолог Анны о любви и снипы из прошлого, которые возникают в разговоре героев и вспоминании Раневской. Эти высказывания добавляют эмоциональный и метафорический элемент к пьесе.
Задание №5. Появление Епиходова на сцене с гитарой после грустного разговора о грязи, бестолковости и пошлости является символическим. Этот эпизод выражает отстранение от реальности и от настоящего момента, показывая наличие утопической идеи о красоте и искусстве. Авторская мысль заключается в том, что в мире, где присутствует страдание и негативные аспекты жизни, искусство может быть способом побега и идеализации, а присутствие музыки помогает пережить эти трудные моменты.
Задание №6. Звук лопнувшей струны, замирающий, печальный в конце первого действия является символом. Он указывает на непредсказуемость и потерю возможностей, отражая трагическую судьбу вишневого сада и героев пьесы. Этот образ-символ указывает на замкнутость и непреодолимость ситуации, служа напоминанием о неизбежности перемен и потерь.
Задание №7. Присутствие игры Епиходова на гитаре и влияние голоса Вари во время высказывания Пети Трофимова о грядущем счастье, борьбе и труде передают авторское отношение к этим понятиям. В то время как Петя видит будущее светлое и полное надежды, игра на гитаре и голос Вари напоминают, что мир не совершенен и что человек может не всегда контролировать свою жизнь. Автор показывает, что грядущее счастье и борьба требуют большего, чем только идеалы и надежды, и что настоящая жизнь может препятствовать достижению этих целей.
Задание №8. Перемена в настроении Лопахина от момента его торжествующего монолога до разговора с Раневской можно объяснить его внутренним конфликтом. Хотя Лопахин стал хозяином вишневого сада, он понимает, что тем самым он уничтожает прошлое и прежний образ жизни. Его слова о нескладной и несчастливой жизни проявляют сожаление и понимание, что эти перемены не привели к полному счастью и победе, и что есть цена, которую приходится платить за достижение успеха и прогресса.