Очень нужно и !Какие события романа предшествуют эпизоду, какие события последуют за ним? Для чего нужен автору этот эпизод? Попытаться дать ему соответствующее название. 2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
- кто они?
- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала). Двигаясь "вслед за автором", проследить, как развивается действие в этой сцене, как меняется настроение повествования (сравнить начало и конец эпизода).
Проанализировать последовательно события, действия героя, пояснить, что означает каждое из них (даже самое, казалось бы, незначительное) для понимания просиходящего с героем. Определить завязку, кульминацию, развязку и их роль в эпизоде.
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую).
8. Выявить художественные детали в эпизоде, . определить их значимость. Какие художественные описания использцет автор: портрет, пейзаж, интерьера; охарактеризовать особенности и символическое значение этих элементов эпизода.
9. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода. Попытаться определить роль эпизода в романе: что потеряло бы произведение, если бы этой сцены в нём не было? Каое ощущение у читателя остаётся после прочтения этой сцены?