Пугачев в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку). Но "огненные глаза", притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после). Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: "Казнить так казнить, миловать так миловать". И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев, однако, лукав и умён, он знает своих людей и часто "работает на публику", как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь- избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о "подлинном царе", о царе от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.
похож на героя казацких песен и
былин. Он появляется сначала как
некая загадочная фигура, а затем
разрастается и заполняет собой все
пространство повествования.
Непонятный человек ведет
таинственные разговоры с хозяином
постоялого двора, больше похожего на
разбойничий приют. Он — то ли
беглый каторжник, то ли пропойца
("заложил тулуп у целовальника", то
есть за водку). Но "огненные глаза",
притягивающие внимание, выдают
человека незаурядного. В пророческом
сне Гринева читатель уже получает
намек на сложность и силу образа
(зверство, хитрость и неожиданная
ласковость и широта души — обо всем
этом мы узнаем после).
Пугачев жесток, безжалостен,
когда велит казнить защитников
крепости, зарубить жену коменданта.
Но он помнит добро и ценит
искренность, правдивость и верность
чести. Именно это подкупает его в
Гриневе. Он не мстителен,
единственный раз нахмурился, узнав,
что Гринев обманул его. С истинно
царской, сказочной широтой души он
говорит: "Казнить так казнить,
миловать так миловать". И отпускает
Гринева с невестой, дает пропуск во
все подвластные ему области.
Пугачев, однако, лукав и умён,
он знает своих людей и часто
"работает на публику", как бы играя
роль царя, как его представляют себе
простые люди. Наивная пышность
титулов, которые он раздает своим
приближенным — это и расчет, и
радостная игра во власть. Перед
Гриневым он не притворяется, почти
открыто говорит, что он самозванец,
сравнивая себя с Гришкой
Отрепьевым.
Пугачев Пушкина — отчаянный
человек, который не променяет три
месяца царского пира на тридцать лет
райской похлебки. Он и былинный
герой, и песенный разбойник, и царь-
избавитель для забитого народа.
Русская история полна легенд о
"подлинном царе", о царе
от смерти, настоящем, "правильном"
царе, который придет в урочный час.
Пугачев назвался таким царем, но
люди не пошли бы за ним, если бы он
не вел себя, как настоящий
повелитель и избавитель.