В повести «Капитанская дочка" А. С. Пушкин описывает события 1773—1774 годов — крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачевская тема давно интересовала поэта. То, что поэт сумел узнать о Пугачеве и его движении, то, каким выглядел бунтарь в его глазах, — все это он изложил в «Капитанской дочке» . Чтобы создать впечатление достоверности, автор делает рассказчиком Петра Гринева, молодого дворянина, который не на приукрашивание и обман. Каков же он, легендарный предводитель крестьян, увиденный глазами Гринева? С Пугачевым мы знакомимся уже во второй главе произведения, правда, тогда мы еще не знаем, кто перед нами. Случайно встретившийся посреди поля Петру Гриневу и его слуге Савельичу человек им добраться до жилища, где они смогли переждать пургу. Вожатый зарекомендовал себя человеком далеко не робкого десятка, бывалым и с чувством юмора. Гринева поразила «сметливость его и тонкость чутья» . Внешность вожатого тоже была «замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» . Через некоторое время в Белогородскую крепость стали доходить слухи о бесчинствах, творимых пугачевцами, и о скором приближении повстанцев. Как бы в подтверждение этих слухов Пугачев, появившись в крепости, без сожаления отправляет на виселицу всех, кто отказывается присягнуть ему. Так погибают супруги Мироновы и гарнизонный поручик Иван Игнатьич. Петр Гринев тоже был приговорен, но вмешавшийся Савельич упросил Пугачева смилостивиться. В Савельиче крестьянский предводитель узнал слугу барина, который так щедро подарил ему тулуп. Однако еще больше, чем щедрость, Пугачева поразила смелость, прямота, искренность молодого дворянина. На предложение Пугачева перейти на его сторону Петр Гринев ответил: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» . А на вопрос, может ли Гринев дать обещание не идти против него, тот ответил все так же искренне: «Как могу тебе в этом обещаться?. . Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего» . После этих слов Пугачев еще больше проникся уважением к молодому дворянину, так мужественно отстаивавшему свою честь. Ценить благородство в других — удел только тех, кто сам обладает этим качеством. Еще одно подтверждение великодушия и справедливости Пугачева — случай с освобождением Маши Мироновой. Он наказывает Швабрина и отпускает Гринева со словами: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать» . Пугачев порывист, горяч, легко поддается эмоциям и не всегда хорошо обдумывает свои поступки. В то же время он может прислушаться к мнению других и изменить свое решение. Нельзя усомниться и в любви Пугачева к простому народу. На ответ Гринева, что в Оренбурге все благополучно, тот не на шутку возмутился: «Благополучно.. . А народ мрет с голоду!» . Проникшись уважением к «злодею» , Гринев призывает его оставить свою затею, обреченную на провал, и просить милости у императрицы. Но бунтарь непреклонен: смысл жизни для него в сказке, поведанной старой калмычкой. Суть сказки в том, что «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» , то есть лучше жить мало, да на свободе, чем долго в неволе и притеснении. Гринев возражает, что «жить убийством и разбоем значит.. . клевать мертвечину» , а Пугачев удивленно посмотрел на собеседника и ничего не сказал. Оба замолчали, каждый из них не мог понять другого, этому мешала разность их сословий. Пугачев в повести значительно отличается от образа «злодея» , каким его представляло тогдашнее общество. Для Гринева он враг и одновременно Но, наделяя Пугачева симпатичными человеческими качествами, Пушкин не оправдывает жестокости и является противником бунтов: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». ВОТ! Что то ещё?
Одним из главных героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачев. Это – реальная историческая личность: сбежавший из-под стражи донской казак и безбожник, возглавивший в ХVIII веке крестьянское восстание против императрицы Екатерины II. Емельяна Пугачева А. С. Пушкин первоначально показывает нам широкоплечим сорокалетним мужчиной среднего роста худощавого телосложения с проседью в черной бороде и большими живыми бегающими глазами, с волосами, обстриженными в кружок и приятным, но «плутоватым» лицом. Объявивший себя императором Петром III Пугачев изображается уже величественным вооруженным человеком в красном кафтане с галунами и высокой собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой на «сверкающие глаза» . Но изменения во внешнем облике героя за период его превращения из простого казака в предводителя восстания крестьян, большинство из которых охотно поддержало Пугачева, действительно считая его истинным царем, несравнимы с произошедшими за тот же период в его характере. В начале произведения мы видим смекалистого, тонко чувствующего, но хитрого и сообразительного мужичонку, который постепенно превращается в хладнокровного и свирепого убийцу-тирана, уничтожающего на пути к безграничной власти всех инакомыслящих. Однако образ Пугачева, как и сама личность этого человека, весьма противоречивы. Наряду с жестокостью, бесстрашием и коварством в нем уживались благородство, великодушие и готовность к взаимо что особо проявилось во взаимоотношениях с Петром Гриневым, которому Пугачев, помнящий добро, отплатил сторицей. Так, во время массовой казни офицеров Белогорской крепости Пугачев, вспомнив дар Гринева во время снежной бури (заячий тулуп и чарку водки) , помиловал Петра, а затем и вовсе одарил его (лошадь и тулуп) . Нельзя не вспомнить и случай со свадьбой Гринева, когда Пугачев освободил Марию Ивановну от жестокости Швабрина и великодушно дал ей возможность обручиться с Петром Андреевичем. По моему мнению, такое неоднозначное описание А. С. Пушкиным образа Пугачева, свидетельствовало и о противоречивом отношении к последнему самого автора повести: ведь с одной стороны Пугачев – самозванец и негодяй, а с другой ¬– историческая личность, поднявший восстание народный герой. На мой взгляд, такая правдивая передача образа Пугачева А. С. Пушкиным позволяет читателям самим сформировать свое отношение к этому историческому герою, что, как мне кажется, является одним из несомненных достоинств повести.
С Пугачевым мы знакомимся уже во второй главе произведения, правда, тогда мы еще не знаем, кто перед нами. Случайно встретившийся посреди поля Петру Гриневу и его слуге Савельичу человек им добраться до жилища, где они смогли переждать пургу. Вожатый зарекомендовал себя человеком далеко не робкого десятка, бывалым и с чувством юмора. Гринева поразила «сметливость его и тонкость чутья» . Внешность вожатого тоже была «замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
Через некоторое время в Белогородскую крепость стали доходить слухи о бесчинствах, творимых пугачевцами, и о скором приближении повстанцев. Как бы в подтверждение этих слухов Пугачев, появившись в крепости, без сожаления отправляет на виселицу всех, кто отказывается присягнуть ему. Так погибают супруги Мироновы и гарнизонный поручик Иван Игнатьич. Петр Гринев тоже был приговорен, но вмешавшийся Савельич упросил Пугачева смилостивиться. В Савельиче крестьянский предводитель узнал слугу барина, который так щедро подарил ему тулуп. Однако еще больше, чем щедрость, Пугачева поразила смелость, прямота, искренность молодого дворянина. На предложение Пугачева перейти на его сторону Петр Гринев ответил: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» . А на вопрос, может ли Гринев дать обещание не идти против него, тот ответил все так же искренне: «Как могу тебе в этом обещаться?. . Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего» . После этих слов Пугачев еще больше проникся уважением к молодому дворянину, так мужественно отстаивавшему свою честь. Ценить благородство в других — удел только тех, кто сам обладает этим качеством. Еще одно подтверждение великодушия и справедливости Пугачева — случай с освобождением Маши Мироновой. Он наказывает Швабрина и отпускает Гринева со словами: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать» . Пугачев порывист, горяч, легко поддается эмоциям и не всегда хорошо обдумывает свои поступки. В то же время он может прислушаться к мнению других и изменить свое решение.
Нельзя усомниться и в любви Пугачева к простому народу. На ответ Гринева, что в Оренбурге все благополучно, тот не на шутку возмутился: «Благополучно.. . А народ мрет с голоду!» .
Проникшись уважением к «злодею» , Гринев призывает его оставить свою затею, обреченную на провал, и просить милости у императрицы. Но бунтарь непреклонен: смысл жизни для него в сказке, поведанной старой калмычкой. Суть сказки в том, что «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» , то есть лучше жить мало, да на свободе, чем долго в неволе и притеснении. Гринев возражает, что «жить убийством и разбоем значит.. . клевать мертвечину» , а Пугачев удивленно посмотрел на собеседника и ничего не сказал. Оба замолчали, каждый из них не мог понять другого, этому мешала разность их сословий.
Пугачев в повести значительно отличается от образа «злодея» , каким его представляло тогдашнее общество. Для Гринева он враг и одновременно Но, наделяя Пугачева симпатичными человеческими качествами, Пушкин не оправдывает жестокости и является противником бунтов: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». ВОТ! Что то ещё?
Емельяна Пугачева А. С. Пушкин первоначально показывает нам широкоплечим сорокалетним мужчиной среднего роста худощавого телосложения с проседью в черной бороде и большими живыми бегающими глазами, с волосами, обстриженными в кружок и приятным, но «плутоватым» лицом.
Объявивший себя императором Петром III Пугачев изображается уже величественным вооруженным человеком в красном кафтане с галунами и высокой собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой на «сверкающие глаза» .
Но изменения во внешнем облике героя за период его превращения из простого казака в предводителя восстания крестьян, большинство из которых охотно поддержало Пугачева, действительно считая его истинным царем, несравнимы с произошедшими за тот же период в его характере.
В начале произведения мы видим смекалистого, тонко чувствующего, но хитрого и сообразительного мужичонку, который постепенно превращается в хладнокровного и свирепого убийцу-тирана, уничтожающего на пути к безграничной власти всех инакомыслящих.
Однако образ Пугачева, как и сама личность этого человека, весьма противоречивы. Наряду с жестокостью, бесстрашием и коварством в нем уживались благородство, великодушие и готовность к взаимо что особо проявилось во взаимоотношениях с Петром Гриневым, которому Пугачев, помнящий добро, отплатил сторицей. Так, во время массовой казни офицеров Белогорской крепости Пугачев, вспомнив дар Гринева во время снежной бури (заячий тулуп и чарку водки) , помиловал Петра, а затем и вовсе одарил его (лошадь и тулуп) .
Нельзя не вспомнить и случай со свадьбой Гринева, когда Пугачев освободил Марию Ивановну от жестокости Швабрина и великодушно дал ей возможность обручиться с Петром Андреевичем.
По моему мнению, такое неоднозначное описание А. С. Пушкиным образа Пугачева, свидетельствовало и о противоречивом отношении к последнему самого автора повести: ведь с одной стороны Пугачев – самозванец и негодяй, а с другой ¬– историческая личность, поднявший восстание народный герой.
На мой взгляд, такая правдивая передача образа Пугачева А. С. Пушкиным позволяет читателям самим сформировать свое отношение к этому историческому герою, что, как мне кажется, является одним из несомненных достоинств повести.