Представленное множество птичьих героев наделено автором их специфическими качествами: сороки-гадалки, совы учёного, музыкального соловья, который увлекается историей. Автор ярко иллюстрирует общество, присваивая птицам обязанности людей. Дятел – занимается историей, чижик – приносит воду, снегирь – издаёт лесную газету, учит маленьких воронят основам знаний, орёл – стремится к знанию буквенной науки.
Источник: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Орел-меценат
М. Е. Салтыков-Щедрин в сказках он в иносказательной форме высмеивал негативные явления русского общества. Одной из таких сказок является «Орел-меценат».
В этой сатирической сказке автор обличает мнимую, глупую просветительскую деятельность высших слоев общества. Сказка была написана в 1844 г, но из-за цензуры опубликована только в 1906 г.
Название было дано не случайно: в сказке Орел решил развивать науки и искусство в своем лесу среди птиц. Но Орел – это хищник, и сразу понятно, что ничего хорошего от его деятельности ждать не нужно.
Сюжет. Орел, главный герой – глупый и самолюбивый. Ему становится скучно, и он решает ввести в жизнь других птиц образование и искусство. Он вводит гимн, азбуку, академию. В общем, начинается «золотой век». Жизнь птиц меняется. Но все порывы внести в жизнь пернатых искусство и культуру мгновенно заканчиваются, когда сокол и сова начинают заниматься образованием самого Орла. Он заключает, что все беды от наук, и эпоха просвещения заканчивается.
Главный литературный прием создать сатиру – это аллегория. Птичий мир очень похож на мир людей. Интересно наблюдать за тем, как разделены птичьи сословия. Орел выглядит, как люди высшего слоя, а вороны – как простые крестьяне.
С юмора и иронии автор показывает свое отношение к подобным «псевдомеценатам», как Орел, и другим птицам, которые слепо подчиняются глупому Орлу.
Основная мысль сказки: нельзя насильно навязывать людям тягу к знаниям и любовь к культуре. Автор, смотря на пример Петра I, который пытался образовать всех силой, заключает, что от такого деспотизма становится только хуже. Насильно знания и культуру привить нельзя.
Ещё одна проблема сказки – раболепство. Многие птицы имеют таланты, но они становятся рабами Орла, восхваляют его и скрывают все свои , лишь бы прислужить своему господину, который на самом деле очень глуп. Для автора это неприемлемо – нельзя забывать об индивидуальности и собственной личности.
«Сие да послужит орлам уроком!». В этой заключительной фразе можно увидеть призыв автора задуматься – может ли деспотизм и абсолютная власть властителю сделать жизнь подданных лучше. Салтыков-Щедрин подводит итог, что хищническая жизнь всё равно проявится, и от такого руководителя толку мало. Он может только самодурствовать до тех пор, пока не дойдет до крайней точки и не наступит на свои же грабли.
Представленное множество птичьих героев наделено автором их специфическими качествами: сороки-гадалки, совы учёного, музыкального соловья, который увлекается историей. Автор ярко иллюстрирует общество, присваивая птицам обязанности людей. Дятел – занимается историей, чижик – приносит воду, снегирь – издаёт лесную газету, учит маленьких воронят основам знаний, орёл – стремится к знанию буквенной науки.
Источник: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Орел-меценат
М. Е. Салтыков-Щедрин в сказках он в иносказательной форме высмеивал негативные явления русского общества. Одной из таких сказок является «Орел-меценат».
В этой сатирической сказке автор обличает мнимую, глупую просветительскую деятельность высших слоев общества. Сказка была написана в 1844 г, но из-за цензуры опубликована только в 1906 г.
Название было дано не случайно: в сказке Орел решил развивать науки и искусство в своем лесу среди птиц. Но Орел – это хищник, и сразу понятно, что ничего хорошего от его деятельности ждать не нужно.
Сюжет. Орел, главный герой – глупый и самолюбивый. Ему становится скучно, и он решает ввести в жизнь других птиц образование и искусство. Он вводит гимн, азбуку, академию. В общем, начинается «золотой век». Жизнь птиц меняется. Но все порывы внести в жизнь пернатых искусство и культуру мгновенно заканчиваются, когда сокол и сова начинают заниматься образованием самого Орла. Он заключает, что все беды от наук, и эпоха просвещения заканчивается.
Главный литературный прием создать сатиру – это аллегория. Птичий мир очень похож на мир людей. Интересно наблюдать за тем, как разделены птичьи сословия. Орел выглядит, как люди высшего слоя, а вороны – как простые крестьяне.
С юмора и иронии автор показывает свое отношение к подобным «псевдомеценатам», как Орел, и другим птицам, которые слепо подчиняются глупому Орлу.
Основная мысль сказки: нельзя насильно навязывать людям тягу к знаниям и любовь к культуре. Автор, смотря на пример Петра I, который пытался образовать всех силой, заключает, что от такого деспотизма становится только хуже. Насильно знания и культуру привить нельзя.
Ещё одна проблема сказки – раболепство. Многие птицы имеют таланты, но они становятся рабами Орла, восхваляют его и скрывают все свои , лишь бы прислужить своему господину, который на самом деле очень глуп. Для автора это неприемлемо – нельзя забывать об индивидуальности и собственной личности.
«Сие да послужит орлам уроком!». В этой заключительной фразе можно увидеть призыв автора задуматься – может ли деспотизм и абсолютная власть властителю сделать жизнь подданных лучше. Салтыков-Щедрин подводит итог, что хищническая жизнь всё равно проявится, и от такого руководителя толку мало. Он может только самодурствовать до тех пор, пока не дойдет до крайней точки и не наступит на свои же грабли.