Торжественных од Ломоносов написал около двадцати Несмотря на то что эти оды Ломоносова, были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт-гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Анакреон — виднейший древнегреческий поэт конца VI и начала V века до нашей эры, певец любви и земных радостей. Ломоносов перевёл четыре стихотворения Анакреона и на каждое дал свой ответ. В одном из ответов Ломоносов заявляет:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишён,
Героев славой вечной
Я больше восхищён.
Ломоносов противопоставляет певцу любви Анакреону себя как певца героев. А заканчивается разговор поэтов такими стихами: Анакреон просит живописца нарисовать портрет любимой им женщины и даёт описание её. Ломоносов тоже обращается к художнику с такой же но даёт описание не женщины, а своей «возлюбленной матери» — родины, которую он славит как поборницу мира:
Одень, одень её в порфиру.
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец;
О коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно!
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.
Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Её уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твёрдую уверенность, что Русская земля рождать собственных великих учёных, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. Нет ни одной оды, в которой Ломоносов не воспевал бы Петра. Пётр был дорог Ломоносову как великий преобразователь, как поборник просвещения.
Одной из важнейших в поэзии Ломоносова была тема науки. Это была любимая его тема. Она бралась им не отвлечённо, а всегда понималась и как тема служения родине, сливалась с ней в одно целое. В своих одах, как и в своих научных трудах, Ломоносов рисовал широкие картины возможного и обязательного служения науки родине.
Все указанные темы, объединяемые Ломоносовым в оде, насыщали её большим идейным содержанием, превращали его оду в своего рода программу деятельности, в «наказ» царям и царицам. Ода Ломоносова говорила не столько о настоящем, сколько о желаемом будущем. Рисуя мечту поэта, она звучала как призыв направить усилия правительства и народа на дальнейшее преобразование страны, на освоение её природных богатств, на развитие национальной культуры.
Торжественных од Ломоносов написал около двадцати Несмотря на то что эти оды Ломоносова, были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт-гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Анакреон — виднейший древнегреческий поэт конца VI и начала V века до нашей эры, певец любви и земных радостей. Ломоносов перевёл четыре стихотворения Анакреона и на каждое дал свой ответ. В одном из ответов Ломоносов заявляет:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишён,
Героев славой вечной
Я больше восхищён.
Ломоносов противопоставляет певцу любви Анакреону себя как певца героев. А заканчивается разговор поэтов такими стихами: Анакреон просит живописца нарисовать портрет любимой им женщины и даёт описание её. Ломоносов тоже обращается к художнику с такой же но даёт описание не женщины, а своей «возлюбленной матери» — родины, которую он славит как поборницу мира:
Одень, одень её в порфиру.
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец;
О коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно!
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.
Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Её уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твёрдую уверенность, что Русская земля рождать собственных великих учёных, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. Нет ни одной оды, в которой Ломоносов не воспевал бы Петра. Пётр был дорог Ломоносову как великий преобразователь, как поборник просвещения.
Одной из важнейших в поэзии Ломоносова была тема науки. Это была любимая его тема. Она бралась им не отвлечённо, а всегда понималась и как тема служения родине, сливалась с ней в одно целое. В своих одах, как и в своих научных трудах, Ломоносов рисовал широкие картины возможного и обязательного служения науки родине.
Все указанные темы, объединяемые Ломоносовым в оде, насыщали её большим идейным содержанием, превращали его оду в своего рода программу деятельности, в «наказ» царям и царицам. Ода Ломоносова говорила не столько о настоящем, сколько о желаемом будущем. Рисуя мечту поэта, она звучала как призыв направить усилия правительства и народа на дальнейшее преобразование страны, на освоение её природных богатств, на развитие национальной культуры.