1. Образ Петра I в творчестве Пушкина. 2. Петр I — герой поэмы «Полтава». 3. Историческая правда в поэме. А. С. Пушкин постоянно обращается в своем творчестве к образу Петра I. Для этого у него было несколько причин. Пушкин интересовался его личностью потому, что считал его великим историческим лицом, преобразователем России. Как личность Петр I привлекал автора своей сложностью, к тому же зная историю своего предка Ганнибала, Пушкин чувствовал сопричастность к этому человеку. В. Г. Белинский справедливо заметил, что «Медный всадник» и «Полтава» — «самая великая «Петриада», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта». Образ Петра у Пушкина постоянно развивается, он вывел его не только в «Арапе Петра Великого», поэме «Медный всадник», «Полтаве», но и готовил о нем исторический труд. К сожалению, «История Петра» осталась незавершенной. Для Пушкина Петр — труженик и великий полководец. В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава», где представляет вниманию читателя борьбу Петра против внешних врагов новой России. Стремясь как можно правдоподобней и точнее воссоздать историческую эпоху, Пушкин пишет о Петре как о герое Полтавской битвы: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Время автор показывает через судьбы героев, поэтому любовь старого Мазепы и девушки Марии занимает большое место в поэме. Но любовная тема уступает первенство героическому полководцу-царю. Образ победителя Петра Пушкин раскрывает в сопоставлении с гетманом Мазепой и шведским королем Карлом XII, соблюдая историческую точность. Петр похож в «Полтаве» на героя эпоса. В создании образа Петра I большую роль играет одический стиль. Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза.
Динамика стиха показывает нам беспокойную, деятельную, энергичную натуру царя. Он полон планов и замыслов. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Но и противнику автор отдает должное, несмотря на прославление Петра и российского войска. Но русскими движет патриотизм, а войско Карлане имеет высокой цели, которая воодушевила бы в сражении. «Полтава», по мнению самого Пушкина, была самой зрелой и оригинальной из его поэм. Здесь Пушкин отходит от субъектной формы повествования, авторского «Я» здесь нет, повествование полностью объективно. Примечания к поэме комментируют историческую основу поэмы, опиравшейся на множество документальных источников. По словам Г. А. Гуковского, Пушкин успешно решает проблему характера, отказавшись от романтических принципов его изображения, разделяя авторское повествование и «объектное» изображение героев. Он «сопоставляет героев как самостоятельные силы, сталкивает контрастно взаимно объясняющих друг друга самостоятельных героев». В «Полтаве», по замечанию В. М. Жирмунского, нет главного героя. На это место мог бы претендовать Мазепа, но Петр I как положительный герой, затмевает его, хотя сам тоже не является, по мнению критиков, главным героем, несмотря на то, что его образ много значит в раскрытии идейного содержания «Полтавы». «Полтава» — историческая поэма, но настоящая история Матрены Кочубей и Мазепы другая, хронология и последовательность событий в поэме не соблюдена, но все это не лишает поэму исторической правды, что ставили под сомнение критики. Пушкин, по его словам, изображает главных героев правдоподобно: «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер». Конечно, поэтическая фантазия имеет здесь место, но ровно настолько, чтобы историческое правдоподобие не нарушалось. Например, имя Матрена заменено на более поэтическое. Критики говорили о неправильном изображении Мазепы, но автор отстаивал свою точку зрения, что он изобразил подлинного Мазепу, ибо добрым такого чел
2. Петр I — герой поэмы «Полтава».
3. Историческая правда в поэме.
А. С. Пушкин постоянно обращается в своем творчестве к образу Петра I. Для этого у него было несколько причин. Пушкин интересовался его личностью потому, что считал его великим историческим лицом, преобразователем России. Как личность Петр I привлекал автора своей сложностью, к тому же зная историю своего предка Ганнибала, Пушкин чувствовал сопричастность к этому человеку. В. Г. Белинский справедливо заметил, что «Медный всадник» и «Полтава» — «самая великая «Петриада», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта». Образ Петра у Пушкина постоянно развивается, он вывел его не только в «Арапе Петра Великого», поэме «Медный всадник», «Полтаве», но и готовил о нем исторический труд. К сожалению, «История Петра» осталась незавершенной.
Для Пушкина Петр — труженик и великий полководец. В 1828 году Пушкин пишет поэму «Полтава», где представляет вниманию читателя борьбу Петра против внешних врагов новой России. Стремясь как можно правдоподобней и точнее воссоздать историческую эпоху, Пушкин пишет о Петре как о герое Полтавской битвы:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Время автор показывает через судьбы героев, поэтому любовь старого Мазепы и девушки Марии занимает большое место в поэме. Но любовная тема уступает первенство героическому полководцу-царю.
Образ победителя Петра Пушкин раскрывает в сопоставлении с гетманом Мазепой и шведским королем Карлом XII, соблюдая историческую точность. Петр похож в «Полтаве» на героя эпоса. В создании образа Петра I большую роль играет одический стиль.
Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Динамика стиха показывает нам беспокойную, деятельную, энергичную натуру царя. Он полон планов и замыслов.
Здесь будет город заложен Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Но и противнику автор отдает должное, несмотря на прославление Петра и российского войска. Но русскими движет патриотизм, а войско Карлане имеет высокой цели, которая воодушевила бы в сражении.
«Полтава», по мнению самого Пушкина, была самой зрелой и оригинальной из его поэм. Здесь Пушкин отходит от субъектной формы повествования, авторского «Я» здесь нет, повествование полностью объективно. Примечания к поэме комментируют историческую основу поэмы, опиравшейся на множество документальных источников.
По словам Г. А. Гуковского, Пушкин успешно решает проблему характера, отказавшись от романтических принципов его изображения, разделяя авторское повествование и «объектное» изображение героев. Он «сопоставляет героев как самостоятельные силы, сталкивает контрастно взаимно объясняющих друг друга самостоятельных героев». В «Полтаве», по замечанию В. М. Жирмунского, нет главного героя. На это место мог бы претендовать Мазепа, но Петр I как положительный герой, затмевает его, хотя сам тоже не является, по мнению критиков, главным героем, несмотря на то, что его образ много значит в раскрытии идейного содержания «Полтавы».
«Полтава» — историческая поэма, но настоящая история Матрены Кочубей и Мазепы другая, хронология и последовательность событий в поэме не соблюдена, но все это не лишает поэму исторической правды, что ставили под сомнение критики. Пушкин, по его словам, изображает главных героев правдоподобно: «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь, как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер». Конечно, поэтическая фантазия имеет здесь место, но ровно настолько, чтобы историческое правдоподобие не нарушалось. Например, имя Матрена заменено на более поэтическое.
Критики говорили о неправильном изображении Мазепы, но автор отстаивал свою точку зрения, что он изобразил подлинного Мазепу, ибо добрым такого чел