Нужно сделать анализ стихотворения "завещание" н. а. заболоцкого по плану: 1) идея и тема 2) какие строфы 3) художественные средства «завещание» николай заболоцкий. когда на склоне лет иссякнет жизнь моя и, погасив свечу, опять отправлюсь я в необозримый мир туманных превращений, когда мильоны новых поколений наполнят этот мир сверканием чудес и довершат строение природы,— пускай мой бедный прах покроют эти воды, пусть приютит меня зеленый этот лес. я не умру, мой друг. дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу. многовековый дуб мою живую душу корнями обовьет, печален и суров. в его больших листах я приют уму, я с ветвей свои взлелею мысли, чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли и ты причастен был к сознанью моему. над головой твоей, далекий правнук мой, я в небо пролечу, как медленная птица, я вспыхну над тобой, как бледная зарница, как летний дождь прольюсь, сверкая над травой. нет в мире ничего прекрасней бытия. безмолвный мрак могил — томление пустое. я жизнь мою прожил, я не видал покоя: покоя в мире нет. повсюду жизнь и я. не я родился в мир, когда из колыбели глаза мои впервые в мир глядели,— я на земле моей впервые мыслить стал, когда почуял жизнь безжизненный кристалл, когда впервые капля дождевая упала на него, в лучах изнемогая. о, я недаром в этом мире жил! и сладко мне стремиться из потемок, чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, доделал то, что я не довершил.
Тема произведения: извечная тема смысла жизни индивидуума.
Идея: нужно ценить свою жизнь; жить, а не существовать!
Строфы: насколько я поняла, здесь два восьмистишья и 3 четверостишья и 1и. 1 восьмистишие("Когда на склоне лет... до Пусть приютит меня зеленый этот лес, включительно) 2 восьмистишие ("я не умру... до К сознанию моему") шестистишие(" я не родился... до В лучах изнемогая") остальные строфы это четверостишия. Их следует отделять по смыслу. в одной строфе заключена законченная мысль.
ХИС(худ-зоб-ср-ва): инверсия, придающая глубокую выразительность и значимость образам и фразам("иссякнет жизнь моя" "отправлюсь я", "зеленый этот лес"); анафора(единоначалие фраз), усиливающая значение отдельных фраз и акцентирующая внимание на значимых деталях("я в небо пролечу, я вспыхну над тобой", "Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая"); метафора(скрытое сравнение), усиливающая наглядность, передающая неповторимость/индивидуальность вещей("И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений - автор подразумевает загробную жизнь); эпитеты, усиливающие выразительность, придающие художественную/поэтическую яркость речи("многовековый дуб, печален и суров", "бледная зарница"); сравнения, придающие особую наглядность/изобразительность, открывающие новые стороны описываемого предмета("Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой."); олицетворение, добавляющее стиху яркость, большую наглядность и индивидуальность("Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,");перенос, позволяющий добавить образности и лиричности, создающий эффект прерывистой откровенной речи("И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,"Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—"); риторическое обращение, создающее эффект присутствия читателя, возникает диалог с автором, что усиливает значимость фраз и стиха, в целом("Над головой твоей, далекий правнук мой,","Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил."); риторическое восклицание, особенно хочется его отметить, поскольку в подобных произведениях данный прием служит выражением основной/главной мысли автора, поскольку достигается наивысшая точка развития композиции/кульминация("О,я недаром в этом мире жил!"); ассонанс- повторение гласные звуков в строфе, в нашем случае, в последнем четверостишье(" о, я недаром в этом мире жил! ...") повторяется гласная "о", звучание этого звука обеспечивает открытость, плавность и размеренное звучание стихотворению.
Учитесь на здоровье!