Мастерство писателя проявилось и в речевой структуре «Хамелеона». Речь автора в рассказе сведена к вступительной и заключительной репликам во время диалога действующих лиц. В сущности, перед читателем разыгрывается миниатюрная пьеса с репликами персонажей и авторскими замечаниями. Именно поэтому рассказ так легко поддается инсценировке, и эту его особенность постоянно используют словесники на уроке. Хотя внешне языковая организация в «Хамелеоне» — диалог, в центре оказывается монологическая речь Очумелова. Остальные персонажи как бы подыгрывают ему, подают нужные реплики, с которых и происходит этот монолог-самораскрытие. Но и реплики, подаваемые Очумелову, настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет. Вспомним, в частности, безымянный выкрик из толпы: «- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха», дающий убедительный пример такой реплики-портрета. Речевое мастерство Чехова читателю до конца понять социальную сущность и комизм хамелеонства.
Речевое мастерство Чехова читателю до конца понять социальную сущность и комизм хамелеонства.