Повесть Гоголя "Шинель" (1842) интерпретируется обычно как произведение о "маленьком" обездоленном человеке, погибающем в тисках бездушного государственного механизма. Современная Гоголю революционно-демократическая критика и "продолжившее" ее марксистское советское литературоведение, истолковывая главные творения писателя – комедию "Ревизор" и поэму "Мертвые души" как политическую сатиру, в число таких "разоблачительных" произведений неизменно пытались включить и повесть "Шинель". Чувством "сострадания" к "маленькому" герою "Шинели" – чиновнику Акакию Акакиевичу Башмачкину – полагалось прямо питать чувство "классовой ненависти" к "эксплуататорам". Намеренному искажению подвергалось тем самым главное и наиболее неприемлемое для прогрессивной критики содержание гоголевского творчества. "Когда мы хвалили сочинения Гоголя, – заявлял В.Г. Белинский, – то не ходили к нему справляться, как он думает о своих сочинениях..."